Авербах Ольга Рихардовна

18.01.2019

Консультации

Как мы в сказке побывали…

Как мы в сказке побывали…

Учитель-логопед:
О.Р. Авербах

Встречу со сказкой (в рамках проекта по сказкотерапии) дети любят, ждут, и всегда активно участвуют во всех сказочных «превращениях».

Сегодня мы не только вспомнили содержание сказки «Снегурочка», но и «примеряли» на себе все действия и эмоции героев сказки, учились «собираться» в комочек и расслабляться, быть градинками и снежинками, сравнивать их состояния и, как большие снежные комья, пытались перекатываться на снегу.

А еще, чтобы оказаться в сказке, мы шли по огненному мосту, прыгали через костер, как Снегурочка и ее подружки,  чувствовали жар от пламенных язычков и поэтому старались пройти быстрее или прыгнуть как можно выше, чтобы не обжечься!

Казалось бы, такие простые упражнения, а получаются не сразу и не у всех. Вот поэтому  мы  проводим подобные, чтобы научить детей чувствовать свое тело, управлять эмоциями и настроением, слушать и выполнять игровые задания четко по объяснению.

Двойняшки в семье – двойное счастье

Двойняшки в семье – двойное счастье.
(полезная информация для родителей двойного счастья!)

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.

Родители близнецов чacтo отмечают, что двое детeй, poждeнныx paзoм — этo двoйнoe cчacтьe. Ho этo oднoвpeмeннo и двoйнaя oтвeтcтвeннocть. Cлoжнocти мoгут вoзникнуть нe тoлькo в oтнoшeнии физичecкoгo и эмoциoнaльнoгo paзвития близнeцoв.

Cтaнoвлeниe peчи двуx мaлeнькиx людей чacтo oтличaeтcя oт тoгo жe пpoцecca у oдинoчнo poждeнныx дeтeй.

C какими тpуднocтями мoгут cтoлкнутьcя poдитeли близнeцoв и кaк paзвивaть peчь двoйни пpaвильнo?

Oбычнo нa пepвoм гoду жизни paзвитиe peчи у близнeцoв пpoиcxoдит пo тoму жe пpинципу, чтo и у мaлышeй-«oдинoчeк». Пepeлoмный мoмeнт oбычнo нaчинaeтcя в пoлгoдa: двoйняшки «oбнapуживaют» дpуг дpугa. Имeннo в этo вpeмя мaлыши нaчинaют aктивнo пoлзaть и пoзнaвaть oкpужaющий миp. Kaждый из ниx пoнимaeт: бpaт (cecтpa) вce этo вpeмя был гдe-тo тaм, pядoм, нo нe близкo.

Ceйчac этoт caмый бpaт (cecтpa) — глaвный кoнкуpeнт. Двoйняшкaм, кaк пpaвилo, ocтpo нeoбxoдима одна и та же игpушкa. При этом мaлышaм coвceм нeвaжнo, чтo пepeд ними лeжaт две aбcoлютнo oдинaкoвые игрушки.

Ho глaвнoe — кpoxaм нeoбxoдимo мaминo внимaниe, пoлнocтью и цeликoм. Maлыши нaчинaют пoнeмнoгу coпepничaть между coбoй. Сoглacнo иccлeдoвaниям, близнецы чaщe cтaлкивaютcя c тpуднocтями в oвлaдeнии peчью, чем oдинoчнo poждeнныe дети.

Если cpaвнить в тaкoй cитуaции мaлышa-«oдинoчку» и близняшек, выpиcoвывaeтcя cлeдующaя кapтинa: «Oдинoчкa» cтpeмитeльнo пoпoлняeт cлoвapный зaпac, пoнeмнoгу нaчинaeт пpoизнocить cлoвa, cтpoить пpeдлoжeния. Близнецы увлeчeны друг дpугoм, зaнимaютcя общими дeлaми, конфликтуют, уcтpaивaют «paзбopки». Двойня постоянно общается друг c дpугoм и oкpужaющими нa cвoeм «тapaбapcкoм» языке.

B peзультaтe пpoцecc oвлaдeния нaвыкaми oбщeния нa «чeлoвeчecкoм» языке у тaкиx мaлышeй мoжeт зaтянутьcя. Bплoть до дoшкoльнoгo вoзpacтa. Зaмкнутыe в тecнoм oбщeнии дpуг c дpугoм близнецы могут дaжe не ocoзнaвaть cвoeй индивидуaльнocти.

Они ощущaют ceбя единым целым, пoэтoму чacтo путают понятия «мы» и «я» и чacтo нe мoгут oтвeтить, кoгo кaк зовут.

Чacтo эта проблемa cвязaнa c нeoбxoдимocтью близнeцoв делить вce на двoиx. B том числе — эмоции и впeчaтлeния.

Для пpимepa можно пpeдcтaвить ceбe cитуaцию: oтeц близнeцoв пpиxoдит дoмoй c paбoты. Дети бегут ему навстречу и cпeшaт paccкaзaть мaccу интepecныx вeщeй. Малыши очень тopoпятcя, пытaютcя пepeкpичaть дpуг дружку. B peзультaтe они не зaвepшaют нaчaтыe фpaзы, пpoглaтывaют oкoнчaния.

Ocнoвныe причины peчeвыx cлoжнocтeй близнeцoв:

Биoлoгичecкиe ocoбeннocти. Cюдa oтнocят пpoблeмы paзвития peчeвoгo aппapaтa и пpoчиe пaтoлoгии, нepeдкo cвязaнныe c пpeждeвpeмeнными poдaми двoйни.

Интeллeктуaльнoe нeдopaзвитиe, oтcтaвaниe. Oвлaдeниe peчью — пpoцecc cлoжный, тpeбующий paвнoмepнoгo paзвития нepвнoй cиcтeмы и пcиxики. Hapушeниe paбoты oднoгo из oтдeлoв мoзгa мoжeт зaтpуднить peчь мaлышeй. Haпpимep, двoйняшки пoнимaют oбpaщeнную к ним peчь, нo xopoшo гoвopить нe мoгут. Или жe дети cлышaт и пoнимaют oкpужaющиx, нo caми пpoизнocят (или вooбщe нe пpoизнocят) лишь oпpeдeлeнныe звуки.

«Близнeцoвaя» cитуaция. Toт caмый cлучaй зaмкнутoгo oбщeния близнeцoв дpуг c дpугoм. Oтличиe в тeмпax paзвития peчи. Hepeдкo один из близнeцoв — «молчун», a втopoй, нaпpoтив, «болтун».

Чacтo тaкaя cитуaция вcтpeчaeтcя в paзнoпoлыx близнeцoвыx пapax — дeвoчки нaчинaют гoвopить paньшe мaльчикoв. Ecли один из мaлышeй нaчинaeт дoминиpoвaть над другим, он впocлeдcтвии мoжeт cтaть кoммуникaтивным лидepoм. Эта cитуaция oпacнa тем, что втopoй peбeнoк мoжeт пoтepять интepec к oбщeнию, зaмкнeтcя в ceбe и будет oтмaлчивaтьcя.

Минимум oбщeния co взpocлыми. Этот acпeкт — cлeдcтвиe «близнeцoвoй» cитуaции, кoгдa дети oгpaничивaютcя тoлькo cвoим узким кpугoм oбщeния. Ecли poдитeли зaпoдoзpили у близнeцoв пpoблeмы peчeвoгo xapaктepa, дeтeй cлeдуeт пpoкoнcультиpoвaть у cлeдующиx cпeциaлиcтoв:

Heвpoлoг. Bыяcняeт, кaкaя пaтoлoгия цeнтpaльнoй нepвнoй cиcтeмы cпpoвoциpoвaлa peчeвыe пpoблeмы. C этой целью пpoвoдятcя cкaниpoвaниe apтepий гoлoвы, ЭXO ЭГ и ЭЭГ.

Oтoлapингoлoг. Иcключaeт xpoничecкий отит, глуxoту, aдeнoидит. Bce пepeчиcлeнныe зaбoлeвaния мoгут cтaть пpичинoй зaдepжки peчeвoгo paзвития.

Занятия c двумя мaлышaми oднoгo вoзpacтa нecкoлькo oтличaютcя oт занятий, пpoвoдимыx c одним peбeнкoм: Двoйняшкaм cлeдуeт нeпpeмeннo oбщaтьcя co cвepcтникaми. He нужно пoзвoлять близнeцaм пoлнocтью пoгpужaтьcя в cвoй aвтoнoмный язык. Они должны cлышaть peчь oкpужaющиx иx людей, как взpocлыx, так и мaлeнькиx. Любoe дeйcтвиe нужно иcпoльзoвaть, кaк вoзмoжнocть пoгoвopить c мaлышaми.

Poдитeлям пoлeзнo paccкaзывaть двoйняшкaм cкaзки. Если мaмa и пaпa нe cпpaвляютcя caми, мoжнo пpивлeчь poдcтвeнникoв и дpузeй, нo oбязaтeльнo вoвлeчь близнeцoв в нacыщeнную языковую cpeду.

Coздaвaть для кaждoгo близнeцa cитуaции, кoгдa poдитeль oбщaeтcя тoлькo c ним. Пусть дaжe нecкoлькo мгнoвeний, нo пaпe и мaмe нужно бeceдoвaть c каждым из двoйняшeк oтдeльнo.

Cлoвa cлeдуeт пpoизнocить paзмepeннo, чeткo, пpaвильнo. He нужно зaмeнять cлoвa жecтaми, cлeдуeт пpoгoвapивaть фpaзы пoлнocтью. Пoмoчь детям нaучитьcя cлышaть дpуг дpугa.

Boпpocы близнeцaм нужно зaдaвaть по oчepeди. Heльзя пoзвoлять oднoму peбeнку дoгoвapивaть за дpугoгo или пepeбивaть дpуг дружку.

Нeкoтopыe пcиxoлoги peкoмeндуют oпpeдeлять двойню в дeтcкoм caду в paзныe группы — таким oбpaзoм у дeтeй пoявитcя пoтpeбнocть в нoвыx дpузьяx и дaльнeйшeм пoпoлнeнии peчeвыx нaвыкoв.

Cпeциaлиcты oтмeчaют, чтo peчь лучше paзвивaeтcя у тex близнeцoв, каждый из кoтopыx пoлучaeт cвoю пopцию oбщeния oт кaждoгo из poдитeлeй.

Пoлeзнo, ecли эмoциoнaльныe впeчaтлeния мaлыши будут пepeживaть вpoзь. Haпpимep, мaмa идет c одним кaтaтьcя на кapуceли, a пaпa вeдeт дpугoгo в зooпapк. Пoдoбнaя эмoциoнaльнaя вcтpяcкa уcкopяeт paзвитиe peчи. Pядoм c peбeнкoм нe будет oбычнoгo пapтнepa пo «тapaбapcкoму» языку, a значит, малыш будет cтapaтьcя paздeлить cвoи впeчaтлeния co взpocлым нa «чeлoвeчecкoм» языке.

Рот пошире открывай в слове слоги сосчитай!

Рот пошире открывай в слове слоги сосчитай!
(консультация для родителей и педагогов)

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Ну, что, уважаемые взрослые, мы с детьми подошли вплотную к обучению грамоте. Тема эта большая, важная и не из легких. Но если закреплять то, что мы прошли на занятиях, то даже самый сложный материал ребенок принимает и понимает, играючи.

ЗАЧЕМ ДЕЛИТЬ СЛОВА НА СЛОГИ

Деление слов на слоги облегчает обучение чтению. Даже взрослые, когда наталкиваются на незнакомое слово, мысленно читают его по слогам. Деление слов на слоги для дошкольников – способ лучше понять фонетическую структуру речи. Этот навык поможет в дальнейшем делать фонетический анализ слов на уроках русского языка. Деление на слоги также нужно на уроках русского в теме «Перенос слов». Дети, плохо усвоившие слоги, сталкиваются с ошибками, когда оставляют на строчке стечение согласных.

Слог может состоять из гласного либо гласного и одного или нескольких согласных.

Самый простой способ определения слогов предполагает использование своей собственной ладошки. Ее необходимо расположить под подбородком параллельно полу. Смысл в том, что при произнесении слова подбородок будет касаться руки ровно столько раз, сколько в нем слогов. Не требуйте от ребенка сразу многого. Начинайте с самых простых слов: ма-ма, па-па и т. п. Затем можно перейти к трехсложным, например, со-ба-ка.

Если ребенок ошибся, предложите ему попробовать еще раз, пусть он сам определит, где был неправ.

Если ваши дети не любят сидеть на месте, то упражнения с хлопками, шагами как раз для них. Задача заключается в том, чтобы хлопать или шагать каждый раз, когда произносится слог.

Первое время делайте все вместе с детьми, затем попросите их действовать самостоятельно. Наверняка им это очень понравится.

Не следует ограничиваться только вышеописанными способами. Вы можете предложить детям, например, отстукивать слоги небольшими молоточками, вооружить их простейшими музыкальными инструментами.

Главная задача заключается в том, чтобы они поймали звуковой ритм, научились понимать, что от них требуется.

Сначала мы с детьми учились делить слова на слоги только на невербальном уровне (на словесном материале), а затем на вербальном (картинки, пособия).

Предлагаю Вашему вниманию несколько игровых упражнений, в которые дети с удовольствием играют на наших коррекционных занятиях.

Упражнение «Повтори так же»
Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Взрослый задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»
Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Взрослый воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Взрослый произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.
На этом этапе работа проводится с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:
«Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши».
«Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

Упражнения на уровне слогов:
– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых взрослым.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:
Игра с мячом
Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Игра с мячом «Передай дальше»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу  и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»
Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Дошкольникам очень нравятся занятия с героями мультфильмов и сказочными персонажами. Если задания будет давать не родитель, а например, кто-то из Смешариков или другой любимый герой ребенка, занятия будут проходить оживлённее.

Учитесь, играя!

Звук играет с нами в прятки!

Консультация для родителей и педагогов

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

При обучении дошкольников групп компенсирующей направленности грамоте исходным процессом является звуковой анализ устной речи.

Он предполагает:
— определение количества звуков в слове;
-фонетическую характеристику звуков (умение различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие);
-определение места звука в слове.

Звук мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем и читаем.

Сложнее всего детям дается задание на определение места звука в слове. Как же решить эту проблему?

Нужно выяснить, понимает ли ребенок слова «начало», «середина», «конец». Если нет, то возможно, у ребёнка трудности с пониманием смысла этих слов, т.е. с ориентировкой в пространстве.

Слово имеет своё пространство. А для ребёнка сложно соотнести пространство линейное и временное. Для них слово — что-то скомканное в комочек. Мы должны этот комочек развернуть в одну ниточку. Для этого анализируем сутки и режимные моменты в них.

Сначала мы проснулись, потом пошли в садик, потом пришли домой, уже темно, легли спать. Раскладываем в линеечку картинки с режимными моментами, объясняем понятия «начало», «середина», «конец» (дня!).

Потом подкладываем схему, начерченную на картонке-линейке.

Можно взять несколько (лучше 5) игрушек, например, животных, поставить их друг за другом (слева направо). После этого обсудить с ребёнком:
— кто стоит в начале,
— кто в конце,
— кто в середине,
— кто первый,
— кто последний.

В следующий раз всё это можно повторить, но уже на других игрушках.

С этой же целью хорошо использовать иллюстрацию к сказке «Репка» (обсудить те же вопросы).

Далее усложняем. Можно взять игрушечный поезд, и рассмотреть, где у него начало, где конец, где середина.

Можно сделать рыбку; голова — начало, туловище — середина, хвост – конец.

Потом переходим к звукам.

Сначала работаем несколько занятий с определением первого звука.

Прежде всего детям предлагается определить место ударной гласной в односложных и двухсложных словах: на­пример, место звука А в словах аист, два, мак, место зву­ка И в слова/ иней, лист, три.

При этом гласные произносятся протяжно, интони­руются, используются картинки.

«С какого звука начинается слово? Какой звук я произношу первым?» Произносим утрированно первый звук. Сначала берем слова, которые начинаются с гласного звука (под ударением). Самый простой способ – это произносить слова, растягивая первый звук: уууу-тка, оооо-блако, оооо-вцы.

Работа по определению места согласного звука в слове (начало, середина, конец) проводится с помощью сле­дующих упражнений:
1. Разложить в три ряда картинки, в названии кото­рых есть звук Л: первый ряд — картинки, в названии кото­рых звук слышится в начале слова; второй ряд — картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий — картинки на слова, в которых звук в конце слова. Примерные картинки: лампа, лыжи, пол, стол, стул, лу­ковица, полка, палка, голубь, мыло, пенал, лодка, лось.
2. Подобрать слова, в которых звук Л в начале слова.
3. Подобрать слова, в которых звук Л в конце слова.
4. Подобрать слова, в которых звук Л в середине слова.
5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы, названия которых начинаются на звук Л.
6. Назвать животных, овощи, растения, цветы, по­суду, игрушки или транспорт, в названии которых звук Л в конце или середине слова.

Нужно соблюдать нескольких правил:
— слова на твёрдые согласные подбирать так, чтобы ударение падало на первый слог;
— предлагать слова с первым согласным, за которым нет гласного: кккк-рот, сссс-тул, зззз-вук и так далее;
— подбирать слова с первым мягким согласным, например, лицо, кино …;
— слова на буквы Е, Ё, Ю, Я лучше исключить, так как они объединяют не один, а два звука сразу: Я-ЙА, Ю-ЙУ и т.д.

1. «С чего начинается слово?»
Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово: Аист, Утка, Иней, Эхо, Ослик и т.д. Малыш ловит мяч и возвращает его, произнося первый звук.
2. «Цепочка».
Предложить слово, а ребёнок подбирает следующее, начинающееся на его последний звук. Пример: слон-нос-скала-аист и т.д.
Когда дети научатся выделять первый звук в слове, говорим, что звук … хитрый, хочет поиграть с нами в прятки. Он прячется в разных местах слова: в начале, середине, конце.
3.«Троллейбус». Рассматриваем автобус, выясняем, где у него начало, середина и конец. Затем произносим слово, пальцем ведем по автобусу, и в нужном месте при утрированном выделении заданного звука задерживаемся. Спрашиваем у ребенка: когда слово … «село» в автобус, где был звук …
4. «Улитка». Делаем дорожку из картона, разделённую на три части. Улитка ползет по дорожке и останавливается, когда слышит звук.
5. «Домик». Делаем из картона домик с тремя окошечками. Ребенок ищет, где прячется звук.

Далее изображаем слово схематично. Берем звуковую линейку — узкий прямоугольник картона, разделенный на три части. Медленно произносим слово, делая акцент на звуке, и определяем место, где находится заданный звук.

Сначала наличие звука определяется и по слуху, и на основе собственного произношения, затем — только по слуху или только на основе собственного произношения и, на­конец, по слухопроизносительным представлениям, в ум­ственном плане.

Ну, что, все понятно? Тогда играем!

Хотите заняться манкографией? Тогда идите к нам!

 

Хотите заняться манкографией?

Тогда идите к нам!
(консультация для родителей и педагогов)

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Сегодня мы с детьми вновь были в гостях у Песочной (Манной) Феи, чтобы порисовать манкой!

Возможно, некоторые пожмут плечами – чего выдумали? Ведь для рисования есть много привычных средств: краски, карандаши, мелки. И будут совершенно неправы.

Рисование манкой – процесс увлекательный, творческий и очень полезный для развития детей, особенно с моторными проблемами, а если такие занятия проводить дома, то совместное времяпровождение родителей с детьми просто неоценимо.

Вы спросите – почему манка? Но ведь это самый простой, безопасный и доступный материал. К тому же он приятен на ощупь, легко пересыпается, его можно окрашивать в разные цвета, да и способов рисовать манкой очень много.

Прежде всего, такие занятия развивают мелкую моторику, формируется точная координация движений рук и пальцев в отдельности, приобретается щипковый захват. Ребенок учится целенаправленным организованным действиям. А развивая мелкую моторику, мы стимулируем все высшие психические процессы: внимание, способность к анализу, память, речь. Творческий процесс способствует сообразительности, воображению, учит ребенка выражать себя, испытываемые чувства посредством рисунка и игры.

На прошлых занятиях дети учились рассыпать манку ровным слоем по поверхности подноса. Даже эти, казалось бы, совсем простые движения руки, не всем оказались под силу (у кого-то от напряжения в мышцах руки ладошки быстро потели, становились влажными, а кто-то, наоборот, не мог дольше 5 секунд удержать кулачок с манкой на весу).

Сегодня мы пробовали точно таким же ровным слоем покрывать зеленую (потому рисовали разные елочки в снегу!) поверхность подноса манкой, но только рассыпать ее нужно было из легкой пластмассовой кружечки. К сожалению, никто из ребят самостоятельно с этими действиями не справился (высыпали сразу все «залпом», или кочками). Это свидетельствует об отсутствии у детей точных координированных движений рук, согласованности межполушарных взаимодействий, когда два полушария головного мозга еще не могут договариваться между собой.

Самый простой, подходящий способ – рисование с детьми на поверхности манки. Возьмите большой поднос или противень, насыпьте манку и предложите ребенку рисовать вместе с вами. Проводя по шершавой поверхности пальчиками можно изображать что угодно – цветы, солнышко, домики, животных и т.д. В процессе стимулируйте ребенка к речевому общению:

  • рисуем силуэты животных – поговорите о том, где живет это животное, какой звук издает, чем питается, как зовут детеныша;
  • изучайте геометрические фигуры – начертите на манке круг, квадрат и т.д.;
  • пишите буквы и цифры, произнося вслух;
  • выкладывайте на поверхности разные картинки с помощью крупных ярких бусин, фасоли, макарон;
  • рассказывая вместе с малышом несложную сказку, обыгрывайте сюжет, рисуя героев;
  • развиваем математические способности – даже проводя простые линии, изучаем понятия «влево — вправо», «верх — низ», «один — много».

Еще сегодня мы пробовали рисовать елки «струйкой».

Используем поднос, но теперь не рассыпаем манку по поверхности, а набираем ее в кулачок и вырисовываем фигуры, насыпая тонкой струйкой крупку через отверстие внизу. Думаете, это так просто? Попробуйте сами!

У нас не редко бывает ситуация, когда ребенок не хочет выполнять задание (нет настроения!), но (из моего опыта), что касается песка и манки -100% заинтересованность и увлеченность, особенно если в дополнение к манке идут грабельки, фасолины и горошины, мелкие игрушки, воронки с бутылочками, ситечки. Но об этом чуть позже!

Интересных вам сюжетов, Всего доброго, до свидания!

Использование символов звуков

Использование символов звуков (по Фомичевой М.Ф.) для формирования образа звука у детей с речевыми нарушениями.

Консультация для родителей и педагогов.

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Недавно мы предложили родителям карточки для закрепления с детьми дома звукосимволов. Что это такое и для чего они нужны я сейчас расскажу.

У детей, имеющих тяжёлые нарушение речи, овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сталкивается с целым рядом трудностей. Можно сказать, что эти затруднения связаны с недостатками внимания и памяти, ограниченными возможностями переноса и обобщения, повышенной утомляемостью, которые в разной степени отмечаются у детей с общим недоразвитием речи.

Поэтому в своей коррекционно-обучающей деятельности я использую зрительные символы звуков, разработанных Н.Ф.Фомичевой. Они позволяют сделать процесс обучения творческим и разнообразным, помогают заинтересовать детей при знакомстве со звуками и буквами.

Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой, и в зрительной опоре.

Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются ребёнком с соответствующими звуками родного языка.

Изучаем звуки постепенно и в определенной последовательности.

Начинаем с гласных звуков, далее – изучаем согласные. На подготовительном этапе термины «гласные – согласные» не использую. Дети сначала должны понять, что при всем разнообразии звуков они делятся на две «семейки» — одни голосятся (эти звуковые песенки нам подарили герои сказки «Теремок» мышка -и-, лягушка –а-, зайчик –э-, лисичка –о-, волк –у-, медведь –ы-.

Другие же звуки — трудные, при произнесении во рту «ветерок» встречает преграду (губы, зубы, язык – в разной артикуляторной позиции для каждого конкретного звука). Одни из этих звуков произносятся только твердо (гномик в синем колпачке, другие – только мягко –гномик в зеленом колпачке, а есть и такие, которые можно произнести и твердо, и мягко).

Согласные звуки  воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому используем одноцветные картинки – символы, которые позволяют сформировать яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука.

У всех символов согласных звуков цвет должен быть синим (твёрдые согласные) или зеленым (мягкие согласные).

Ребенок должен научиться выговаривать  звуки для дальнейшего знакомства с буквами (их зрительными образами, написанием). Буквы, так же как и цифры, для ребенка абстрактный материал, который усваивается очень тяжело. Картинный материал (символы звуков) помогает детям узнать звуки и научиться их различать.

Детям гораздо интереснее изучать звуки родного языка с опорой на зрительные символы, что в свою очередь позволяет эффективно и осознанно освоить языковые и речевые умения.

Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе.

Применение зрительных символов гласных звуков позволило добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анали­за не только у детей с тяжелыми речевыми нарушениями, но и у дошкольников, страдаю­щих задержкой психического, а также интеллектуального развития.

Многие родители (да и педагоги) недоумевают и часто задают вопрос: почему нельзя сразу учить с ребенком буквы? Зачем нагружать малыша «какими-то символами»? В чем их преимущество перед другими условными обо­значениями?

Если временно подменить одни символы (буквы) другими, кото­рые будут, во-первых, легко запоминаться детьми, во-вторых, быстро воспроизводиться, в-третьих, окажутся логически связанными со звуковым аналогом, и в-четвертых, усилят звуковое восприятие малыша путем дополнительной опоры на различные анализаторы, то такой подход улучшит усвоение навыков звукового анализа и облегчит многим дошкольни­кам подготовку к обучению грамоте.

Мы используем найти такие символы (Фомичевой Т.Ф.), которые легко усваиваются, быстро запомина­ются и однозначно ассоциируются детьми с соответствующими звуками родного язы­ка.

Так, если ребенок утверждает, что в слове мак первый звук –ма-, то следует обратить его внимание на звукосимвол «бычок», и он без колебаний исправит себя: -первый звук -м-.

Конечно, одним занятием эти навыки не формируются, вот поэтому мы приготовили для родителей карточки звукосимволов для закрепления их детьми дома.

А без этого никак!!!

Как утихомирить «бурю»? Для родителей шустрых детей

 

Учитель-логопед:

О.Р. Авербах

Некоторые родители совершают непростительную ошибку, пытаясь успокоить слишком активного отпрыска. Они самостоятельно ставят сыну или дочери диагноз СДВГ и пытаются устранить проблему с помощью лекарств. Однако даже самые на первый взгляд безобидные успокоительные могут нанести малышу очевидный вред: вызвать проблемы со сном, раздражительность, плаксивость, вялость и тревожность.
Наличие у вашего ребенка СДВГ может подтвердить и опровергнуть только врач, помните об этом.
Как же успокоить расшалившегося малыша, который бегает по квартире с утра до вечера, сметая все на своем пути, не может и 10 минут спокойно посмотреть мультфильмы и постоянно донимает вопросами и безумными идеями родителей, воспитателей и учителей?
Детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности узнать легко: они постоянно шумят, вертятся, им ни минуты не удаётся усидеть на одном месте, ведь двигательная энергия помогает им сконцентрироваться. А если заставить их успокоиться, то внимание у них сразу рассеивается, так как все усилия затрачиваются на то, чтобы выполнить эту сложную задачу.
Важно разобраться, как правильно помочь им в детстве, чтобы синдром не мешал их полноценной жизни в дальнейшем.
1. Необходимо определить допустимые границы поведения. Ребёнок должен чётко знать, что можно, а что нельзя. Очень важна последовательность в родительских требованиях. Если сегодня ребёнку нельзя много сладостей, значит, и завтра, и в последующие дни тоже нельзя.
2. Также не стоит допускать вседозволенности, но и не нужно ставить перед ребёнком непосильные задачи.
3. Обязательно нужно требовать выполнения правил, которые имеют отношение к здоровью ребёнка и его безопасности. Правил не должно быть слишком много, так как ребёнок с СДВГ просто не запомнит их.
4. Требовать выполнения установленных правил следует спокойным, сдержанным тоном. Постарайтесь говорить не более 10 слов, желательно, чтобы это были одни и те же слова.
5. Устные требования хорошо подкреплять зрительным примером, как нужно правильно делать.
6. Не нужно заставлять обязательно извиняться за плохой поступок.
7. Попробуйте отреагировать на неправильное поведение ребёнка неожиданным образом. Например, можно повторить за ребёнком его действия, сфотографировать его, перевести в шутку, оставить одного (ни в коем случае не в темноте).
8. Обязательным является соблюдение распорядка дня. Все режимные моменты должны проходить в соответствии с определённым графиком.
9. Не следует позволять ребёнку начинать новое дело, пока он не закончил начатое ранее.
10. Необходимо заранее сообщать гиперактивному ребёнку временные рамки для игр и даже наводить будильник. Когда об окончании времени игры напоминает звонок будильника, а не мама или папа, проявления агрессии у ребёнка слабее.
11. Нужно ограничивать время нахождения ребёнка у компьютера и телевизора.
12. Очень полезны для ребёнка с СДВГ ежедневные прогулки на свежем воздухе.
13. Поощрений должно быть больше, чем наказаний. Улыбайтесь и обнимайте ребёнка, когда хвалите его.
14. Старайтесь избегать рукоприкладства. В качестве меры наказания можно использовать запрет просмотра телевизора, компьютерных игр, разговоров по телефону. После наказания объясните ребёнку, за что он был наказан.
15. У ребёнка должны быть домашние обязанности. Например, застелить кровать, убрать игрушки, сложить вещи. Очень важно, чтобы взрослые не выполняли эти обязанности вместо ребёнка.
16. Необходимо следить за тем, чтобы ребёнок хорошо высыпался. Если ребёнок недосыпает, это может привести к ещё большему снижению внимания и самоконтроля.
17. Посещение больших магазинов, рынков и других мест, где собирается большое количество людей, может привести к перевозбуждению ребёнка, поэтому следует избегать такие места.
18. Не конфликтуйте в присутствии ребёнка. Поддерживайте спокойные и доброжелательные отношения в семье. Организуйте совместный семейный досуг.

Задача родителей – направить поток детской энергии в мирное русло. Только представьте, сколько значимой информации способен усвоить активный ребенок, как много полезных дел совершить!

По материалам https://zen.yandex.ru/media/id/5d453358ecfb8000ad78a009/