Консультативный пункт

14.01.2019

Уважаемые родители!
Эта информация для Вас важна!

ПМПК —
для чего она нужна?

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Когда родители получают рекомендации специалистов ДОУ о необходимости прохождения детьми районной психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), они нередко находятся в растерянности и не знают, как им поступить. Возникают вопросы: обязан ли ребенок проходить ПМПК? Каким детям рекомендуют прохождение ПМПК? Что ожидает детей, которые прошли (или не прошли) ПМПК?

Прежде всего, нужно отметить, что вся деятельность ПМПК регулируется Федеральными нормативными актами.

Психолого-медико-педагогическая комиссия — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами и определение его образовательного маршрута: группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи или группа комбинированной направленности для детей с другими нарушениями.

На заседании комиссии ребенок попадает «в руки» сразу нескольких специалистов. В состав комиссии входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог. Специалисты сидят за разными столами, и ребенок (вместе с мамой (папой) или опекуном) подходит к ним по очереди.

Ребенку задаются вопросы и предлагаются определенные задания. Стоит отметить, что сама форма проведения ПМПК может быть некомфортна для ребенка. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, настроить.

Специалисты просят ребенка рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст.

Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, обед-ужин, распорядок дня. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).

Участники комиссии проверяют умение обобщать и логику.

— Ребенок должен объединять предметы по признаку (яблоко, груша, лимон — фрукты).

— Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он сделал такой выбор.

— Для чего нужны предметы, что с помощью них делают.

— Знать части тела и их предназначение.

— Какие бывают профессии.

Специалисты обязательно будут проверять память: попросят повторить озвученные слова, распределить картинки или предметы и объяснить, что изменилось до и после раскладывания картинок.

Конечно же, проверяют речь ребенка: какие звуки не произносит или произносит, но неправильно; правильно ли строит предложения, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов.

Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, а вот следовать этим рекомендациям или не согласиться с ними решают родители.

В случае отказа от прохождения ПМПК ребенок (с любыми проблемами развития) обучается и воспитывается в условиях физиологической группы по Программе ДОУ и не получает коррекционную помощь специалистов в полном объеме.

Родители! Вы – законные участники образовательного процесса в ДОУ (и в школе). Выбор за Вами.

При подготовке данной статьи использовались интернет-ресурсы.

 

ПОЧЕМУ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НАРУШЕНИЕМ

НУЖНО ПЕРЕВОДИТЬ В ГРУППУ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ (ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ) НАПРАВЛЕННОСТИ?

Логопед:

О.Р.Авербах

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи (ФФНР) и общим недоразвитие речи (ОНР).

В нашем детском саду функционируют две логопедические группы: старшая возрастная и подготовительная к школе.

В феврале 2020 года в детском саду прошло плановое  экспресс-обследование речи детей средних групп. Целью обследования было выявление детей, нуждающихся в коррекции речевого развития.

По результатам обследования  из 62 детей 58 ребятам с нарушениями звукопроизношения  будет рекомендован либо перевод в логопедическую группу, либо консультативные занятия с логопедом.

Естественно, предстоящие перемены в жизни ребенка вызывают тревогу и беспокойство родителей. Взрослым самим очень сложно выйти из зоны комфорта, а каково детям? Поэтому, будет своевременно и уместно более подробно рассказать, чем занимаются с детьми в логопедической группе,  в чем преимущества и особенности этой группы.

Каких детей зачисляют в логопедические группы?

В логопедические группы, правильно они называются группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, зачисляются дети 4,5-5 лет, нуждающиеся в профессиональной помощи логопеда. Количество детей в группе (по САНПиНу) не превышает 10 человек.

Часто в логопедическую группу направляются дети, имеющие в медицинской карте неврологический статус  «задержка речевого развития» (ЗРР).

Он означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Компьютер и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.

ЗРР констатируется обычно у детей до трёх-трёх с половиной лет. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

С каким логопедическим заключением

зачисляют в логопедическую группу?

 

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:

ОНР (общее недоразвитие речи) третьего уровня речевого развития;

ОНР второго уровня речевого развития;

ОНР первого уровня речевого развития.

 

Что необходимо сделать родителям,

 чтобы попасть в специализированную группу?

 

В первую очередь логопеды детского сада отбирают детей, которые нуждаются в посещении логопедической группы.

Затем они дают рекомендации родителям, что нужно им делать. Чтобы попасть в логопедическую группу, родителям нужно оформить выписку из истории развития ребёнка, для которой ребёнка обследуют педиатр, окулист, невролог, отоларинголог, хирург, психиатр.

Затем собирается пакет документов, и ребёнок вместе с одним из родителей проходит территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК). У нас она находится в п. Курагино, но выездные заседания проходят в детском саду.

ПМПК даёт заключение, в котором рекомендует условия воспитания и программу обучения ребёнка. На основании заявления родителей и заключения ПМПК заведующая МБДОУ пишет приказ о переводе ребёнка в группу компенсирующей направленности. Процедура прохождения комиссии для поступления в группу не сложная, но требует некоторых неудобств!

Занятия в группе  начинаются с 1 сентября.

 

Чем занимается логопед и воспитатели?
В каком режиме проходят занятия в логопедической группе?

 

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Эти звуки надо автоматизировать (ввести в речь). Эта работа требует усилий не только логопеда, но и воспитателей. Воспитатели в наших группах опытные, ежедневно они помогают логопеду формировать правильную речь детей. На своих занятиях (лепке, рисовании, математике, развитии речи), в играх, в режимных моментах они постоянно следят за речью детей, исправляют ошибки.

Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок в устной речи детей.

Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

Логопед в группе проводит групповые (2 раза в неделю), подгрупповые (1раз в неделю) и индивидуальные занятия (2-3 раза в неделю).

 

Как помогают родители логопеду в группе?

 

В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело, поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходимо активное участие родителей! Они должны соблюдать все рекомендации логопеда, выполнять с ребенком домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим постоянный контроль за речью малыша.

 

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

 

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

 

Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?

 

Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако, далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.

 

Не ухудшится ли речь ребенка в логопедической группе?

Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать. Логопед и воспитатели постоянно контролируют речь детей и исправляют недостатки.

В чем плюсы посещения логопедической группы?

К плюсам можно отнести малую наполняемость группы. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели с педагогическим образованием или окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим коррекционным образованием.

С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.

 

Ребёнок будет тяжело переживать смену воспитателей, смену обстановки.

 

В основном это — напрасные опасения родителей. Следует учесть, что в логопедическую группу часто переводится не один ребенок из вашей массовой группы, а несколько. Кроме того, дети будут встречаться с ребятами из своей прежней группы на прогулке, музыкальных и физкультурных занятиях.

Наши педагоги прекрасно понимают, что ребенку нужен контакт со старыми друзьями и всегда отпустят его пообщаться и с прежним воспитателем, и с ребятами. Опыт показывает, что дети чувствуют себя неуверенно в новой группе 1-2 недели, затем у них появляются новые друзья и все налаживается.

Конечно, окончательное решение принимают родители, но, пожалуйста, помните, что если ребенок не избавился от недостатков произношения в дошкольном возрасте, ему придется заниматься со школьным логопедом. Это увеличит и без того немалую школьную нагрузку, займет много времени и сил.

Иногда родители позже осознают необходимость посещения группы, но уже упущено много времени и до школьного обучения речь исправить невозможно. Поэтому, отказываясь от перевода ребенка в логопедическую группу, взвесьте все «за и против» и примите взвешенное решение. Если родители принимают решение не переходить в логопедическую группу, то всю ответственность о коррекции речевых нарушений они берут на себя. Родители, как жители Российской Федерации, обязаны выполнять Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗ, статья 44, который обязывает обеспечить получение детьми общего образования.

 

В данной статье использованы материалы http://mdou64.beluo31.ru/index.php/docs/konsultatsii-dlya-roditelej

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Пустышка вредит развитию речи!

Учитель-логопед:

О.Р.Авербах

Может ли соска-пустышка повлиять на развитие речи? Ответ логопеда — да, и ещё как.

Соска-пустышка один из основных врагов логопеда. Этот маленький и на вид совершенно невинный предмет обладает огромной разрушительной силой. Ему по силам даже изменить анатомию, строение органа!

От длительного сосания пустышки изменяется прикус, формируется высокое готическое нёбо, гипертрофируется корень языка и атрофируется кончик — и все это ведёт к тяжёлым нарушениям звукопроизношения. И это не страшилки, а реальные факты.

Более того, если ребенок активно сосет соску во время бодрствования — в головном мозге активизируются процессы торможения, ребенок не так активно исследует мир, не исследует его через рот — основной канал в грудничковом возрасте.

Казалось бы, как хорошо — всякую грязь в рот не тянет! Но против природы идти невозможно — если малыш должен познавать мир через рот, ему так положено природой, а вы этот канал перекрыли — значит, мир он не познает. Значит — не развивается. Он спокоен, немного вял и, разумеется, молчит — пожалуйста, вот вам диагноз задержка развития речи. Диагноз, который вы организовали ребенку своими собственными руками.

Но как же обойтись без пустышки? Это же невозможно! Все возможно для человека с интеллектом.  Хотя бывает непросто. Особенно при искусственном вскармливании.

Ребенок высосал всю бутылочку, но сосательный рефлекс не удовлетворил — что же ему, кричать? Как его уложить? Да, сосательный рефлекс тоже заложен природой, и его тоже нельзя игнорировать. При искусственном вскармливании соска часто спасительница.

Чтобы вам не было так страшно — правила техники безопасности при использовании пустышки:

  1. Пустышка только на засыпание. Уснул ребенок крепко — вытаскиваем осторожно изо рта.
  2. Никакого сосания во время бодрствования, никогда. Максимум — после того как бутылочку опустошил и плачет, не насосавшись. Насосался, улыбается — соску долой, пусть погремушку обсасывает.
  3. Убирание пустышки из обихода до двух лет. После двух может сформироваться уже зависимость от пустышки, и вам придется выдержать битву, и именно после двух лет сосание соски наиболее опасно. Кстати, с бутылкой — то же самое.

Никаких сосок и бутылок после двух лет. Сосание должно уступить место жеванию. Никаких смесей пюре в бутылочке. Иначе — слабость мышц артикуляционного аппарата и долгая работа логопеда вам практически гарантированы.

В данной статье использованы материалы https://infourok.ru/pamyatka-dlya-roditeley

Научить ребенка писать красиво-это посложнее, чем научить его читать.

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Уважаемые родители! Если вам важно развитие  своего ребенка, и вы готовы помочь себе и ему, тогда эта статья — для вас. Тем более и ответственность за своих детей, в первую очередь, лежит на родителях.

Под умением писать в данном случае подразумевается отнюдь не складывание отдельных слов из кубиков с буквами. Речь идет о выработке быстрого, красивого, разборчивого и грамотного почерка.

В былые времена писали пером или перьевой ручкой, причем младшие школьники пользовались, как правило, самыми дешевыми письменными принадлежностями. Если плохую перьевую ручку держать неправильно, то она просто-напросто не пишет и, к тому же, быстро ломается. Процесс обучения письму был долгим.

С тех пор качество письменных принадлежностей существенно изменилось. Теперь в ходу неприхотливые шариковые ручки, и педагогам нет надобности правильно ставить руку ученикам.

Письмо перьевыми ручками — это не простая блажь. И то, что в Германии это сохранено — большое достижение. Перьевая ручка — ЭТО НЕОБХОДИМОСТЬ для правильной постановки руки и выработки почерка (интересно, что в старинных учебниках по каллиграфии даже и эта ручка не рекомендовалась, а рекомендовалась та, что опускается в чернильницу)…

Необходимость давления на шарик при письме современными ручками — вызывает болезни рук. А скелет формируется только к 25-28 годам! Так что искривление пальцев — гарантировано. Если  ручку заменить на  фломастер —  потеряется «опора» на бумагу. Рука не сможет провести даже ровную линию. Это делает ТОЛЬКО перо (именно за счет расщепления и опоры в 2-х точках, а на в одной, как шарик — или на маленькую площадку, как у фломастеров. Значит, вне всякого сомнения, перьевая ручка полезна для здоровья.

Те, кто проводит много времени за компьютером, не понаслышке знают о такой  проблеме, как туннельный синдром запястья, который возникает из-за длительных  однообразных движений кистей рук. Так вот, регулярное письмо перьевой ручкой  позволяет в скором времени избавиться от признаков туннельного синдрома и   значительно облегчает боль в руках после долгой работы за компьютером.

С чем это связано? Всё очень просто. При письме перьевой ручкой ваша рука   занимает такое положение и двигается таким образом, вы как бы выполняете   лечебную гимнастику при письме. Если писать перьевой ручкой, хотя бы   по одной странице в сутки, риск возникновения болей в руке практически   полностью исчезнет.

С  какого же возраста наиболее целесообразно начать обучение детей письму. Учёные считают недопустимым для всех детей устанавливать какой-то один средний возраст. Одни дети свободно могут писать уже в 4,5-5 лет, другие в 6 лет, для третьих же этот процесс весьма затруднен и в 7 лет.

К периоду поступления в школу большинство детей могут и должны свободно писать. Практика показала, что это в значительной степени зависит не только от детей, но и от педагога.

В целом, примерно  половина детей могут приступить к овладению техникой письма с 4-5 лет.

Важным моментом в процессе формирования графических движений является выбор тех или иных прописей для дошкольников.

К сожалению, существующие прописи не отвечают индивидуальным особенностям восприятия и развития детей. Поэтому, уважаемые родители, приступая к обучению ребенка письму, обязательно проконсультируйтесь с воспитателем или специалистом, чтобы, желая как лучше, не получить  — как «всегда».

По материалам semiletik.blogspot.com/2016/08/blog-post_28

Пальчик во рту — хорошо это или плохо?

консультация для родителей и педагогов

 

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Пальчик во рту в первый раз можно увидеть ещё в животике у мамы, когда ребенку месяца три. Это становится достижением для ребёнка, так как он смог сам попасть пальчиком в рот тогда, когда захотел.

Возможно, в этом возрасте это просто неудовлетворённый сосательный рефлекс. Но ребеночку год, а то и больше, и родители всё чаще видят, что их дитя держит пальчик во рту. Обеспокоенные папы и мамы начинают изнурительную войну с этой привычкой.

Сосание пальца происходит по разным причинам, и с каждой из них нужно бороться по-своему.

А как сам малыш относится к сосанию пальца? Ему это совсем не мешает, пока другие дети не станут обращать на него внимание, а иногда и высмеивать. Вывод: эта привычка больше мешает родителям.

Самое важное избавиться не от последствий, а устранить причину сосания пальчика. Поэтому наказание, уговоры и запреты не помогут.

Нужно  разобраться в причинах.

Если ребенок мало времени проводит у груди мамы или с бутылочкой, если он «искусственник», то это неудовлетворённый сосательный рефлекс. В таком случае ребёнок будет сосать не только пальчик, а всё что попадет в руки. Этот рефлекс окончательно затухает к полутора годам ребенка.

Если вы предполагаете, что дело в этом, то нужно продлить время кормления малыша грудью (с бутылочкой) до 40-60 мин., даже если он будет едва сосать. Можно купить пустышку, хотя последнее время идёт много споров — нужна ли она, выбор всегда за вами.

Ещё один вариант сосания пальца — ребёнку скучно. Мама должна проводить больше времени с малышом, гладить, играть, читать и т.д., чтобы полностью занять его, для того чтобы у него не осталось времени скучать. И если заметили, что он держит палец во рту и отчуждён — срочно его отвлекайте.

Эта привычка, возможно, помогает ему успокоиться, если малыш остаётся надолго один, или напуган, а может, родители чем-то недовольны, возможно, он устал, тогда нужно приласкать его, сделать массаж, спеть ему, или искупать чтобы немного расслабить.

Но ни в коем случае не акцентируйте внимание на пальце, иначе привычка станет осознанной (это хуже).

Возможно, все гораздо серьёзнее — и это психологическая проблема.

Если ребёнок  перенёс тяжелое заболевание, а, возможно, родители постоянно ссорятся. Или он был изначально нежеланным и  не получал материнского тепла. Ребёнка это очень травмирует.

К тому же в этих случаях одним пальцем можно не отделаться — ребенок может начать писаться, перестать разговаривать. Если во время обратиться к неврологу и детскому психологу, то все проблемы просто уйдут.

А может наоборот положительный стресс – переезд в другой дом, рождение брата или сестрички, поездка на природу. Для ребёнка это тоже эмоционально тяжело.

В итоге получается, что сосание пальчика — это прямой показатель того, что ребёнок нуждается в нашей помощи.

Итак, если до 12 месяцев малышу требуется удовлетворить сосательный рефлекс, с 1-го до 3-х лет нужно внимание, особенно если малыш тревожен, устал или заскучал, а вот после трёх лет — это, возможно, психологическая проблема, требующая помощи.

В данной статье использованы материалы https://rebenokrazvit.ru/

 

С чего начать учить детей читать

Уважаемые родители, чьи дети не посещают дошкольное учреждение:

Специально для Вас на базе нашего детского сада Ирбинский д/с №2 «Теремок» начинает свою работу КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ПУНКТ, обратившись в который, Вы получите бесплатную квалифицированную помощь специалистов: заведующего, заместителя заведующего, старшего воспитателя, воспитателя, педагога-психолога, учителя-логопеда. Наши консультации направлены на оказание педагогической помощи родителям, поддержку всестороннего развития личности детей.
Специалисты помогут определить особенности развития Вашего ребенка для подготовки ребенка к поступлению в ДОУ, помогут решить проблемы общения как со сверстниками, так и со взрослыми. На консультацию к специалистам можно записаться по телефону: 8 923 314 33 62
Если у Вас нет возможности посетить наш консультативный пункт, то Вы можете задать интересующий Вас вопрос по электронной почте Teremok-Irina@yandex.ru, и наши специалисты предоставят информацию на сайте нашего детского сада теремок2.курагино-обр.рф

В рамках муниципального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» предлагаем вам услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи. Будем рады вам помочь в вопросах образования и развития вашего ребенка. Консультации можно получить очно по адресу: п. Большая Ирба, ул. Ленина,21 (новый корпус), запись по тел.8(39136) 6-34-92 или 89131973240

Консультации

Проект «Поддержка семей, имеющих детей»

88007002404
http://nach.kras-do.ru/new/index.html

телефон для связи 89131973240 

В рамках реализации национального проекта «Образование» начал работу федеральный портал информационно-просветительской поддержки родителей https://растимдетей.рф/ . На федеральном портале размещены
актуальные информационные и методические материалы для родителей,
инфографика, представлена возможность выбора учреждений для получения
услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
На краевом уровне созданы информационно-просветительские видеоролики
для родителей, охватывающие разные сферы развития и образования детей.
Видеоролики доступны для скачивания по ссылкам:
https://cloud.mail.ru/public/2z9K/283xuy3Zf/
https://cloud.mail.ru/public/5rJM/hAWEAjRdV