Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНОК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ после первого года обучения в группе компенсирующей направленности

Логопед:
О.Р. Авербах

Консультация для родителей

Подходит к завершению первый год коррекционного обучения дошкольников  в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Впереди — промежуточный мониторинг и определение целей для второго года обучения — подготовительной к школе группы.

Вне всякого сомнения, что без активного участия родителей в решении проблем речевого развития детей результативность будет минимальная.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Исходя из личного опыта общения с родителями детей с нарушениями речи, хочу выделить три группы родителей:

1группа: нам не нужен логопед. Я сама буду учить ребёнка.

Это неверная позиция. Общими усилиями мы подготовим ребёнка к школе гораздо лучше, правильнее и быстрее.

2 группа. У меня нет времени, учите сами.

Также неверная позиция. Никакая самая тщательная работа логопеда и воспитателей  не исключает необходимости участия родителей в развитии речи ребёнка. Причём, как правило, для своего ребёнка можно найти время для общения. Необязательно учить ребёнка говорить, сидя за столом. Это можно делать во время прогулки, похода в магазин, во время уборки квартиры, на кухне.

3 группа. Активное сотрудничество родителей и педагогов.

Это самый верный способ подготовки ребёнка к школе.

Итак,  к концу первого года обучения в логопедической группе ребенок:

— должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью.

— знает и называет своё имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей, знает дату своего рождения.

— знает и называет свой адрес. Дом, квартиру, улицу, город (село), столицу, страну.  Знает адрес детского сада, его название. Последовательность времен года, название месяцев, дней недели, частей суток.

-умеет объединять предметы в группы по общему признаку: домашних, диких животных, домашних и диких птиц, овощи и фрукты, насекомых, инструменты, электроприборы, различает и называет виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный), отличает садовые цветы от полевых, деревья от кустарников.

-определяет материал, из которого сделан предмет: ткань (ситец, сатин, капрон, драп, трикотаж и т.д.), серебро, алюминий, железо, дерево (фанера, доска, бревно).

-знает и называет все явления природы; знает о сезонных изменениях в природе.

-имеет представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.

-ориентируется в пространстве: умеет ориентироваться на плоскости. Знаком с тетрадью, страницей, клеткой, строчкой, столбцом. Правильно употребляет в речи указания направлений (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем, (правом нижнем) углу, за, перед, между, рядом и др.).

— умеет пользоваться словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже (позднее), в одно и то же время.

— знает, что речь состоит из слов, что слог -это часть слова. Определяет сколько слогов в словах. Слово состоит из звуков. Звуки бывают гласные, согласные. Согласные бывают твердые, мягкие, звонкие, глухие.

 — употребляет синонимы, антонимы.

— достаточно развита связная речь. К концу 6-го года ребенок может участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ последовательно и логично, понятно для собеседника рассказывать о факте, событии, явлении.

 В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым.

Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Каждый из Вас, уважаемые родители, сам может проверить ребенка по данным критериям и сделать выводы, над чем еще предстоит поработать в следующем году.

Мы же проводим мониторинг (промежуточную диагностику)  в последнюю неделю мая. С ее результатами Вы можете познакомиться у логопеда и воспитателей и получить рекомендации на лето.

 

Дата обновления страницы: 05.05.2023

Год педагога и наставника

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122