Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Что нужно для успешности логопедических занятий?

Логопед:
О.Р. Авербах

Успешность логопедической работы по исправлению нарушений звукопроизношения зависит, прежде всего, от причин, вызывающих эти нарушения.

Если ребенок своевременно не научился принимать нужное положение языка, губ, правильно дуть на язычок (возможно, потому, что родители не давали ему чёткий образец для подражания); если не окрепли мышцы языка или слабая воздушная струя, язычок беспокойный (ребенок не может удержать его на нижней губе), то работа предстоит серьёзная.

Требуется немало времени как для постановки звука, так и для его закрепления (автоматизации). Звук долго остаётся напряжённым. Необходимо большое количество упражнений, чтобы «раскатать» звук, сделать его лёгким, привычным. К сожалению, в последние годы всё больше встречается сложных случаев нарушения звукопроизношения.

Иногда правильному произношению звуков мешают механические причины: высокое и узкое твёрдое нёбо; короткий, длинный или массивный язык и неправильный прикус. В большинстве случаев при наличии анатомических дефектов добиться абсолютной чёткости произнесения звуков не представляется возможным.

Успешность логопедических занятий зависит не только от причин нарушения звукопроизношения. Она в значительной степени зависит от серьёзности отношения к работе специалистов, воспитателей и родителей.

Следует понимать, что правильное произношение звука – это навык, то есть автоматизированное действие.
Важным фактором успешности освоения речевыми навыками является регулярность посещения занятий ребенком.

Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях.

Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, а процесс логопедической работы замедляется.

Можно ли скорректировать фигуру, если ходить в спортивный зал один раз в неделю? Вряд ли. Так же невозможно наработать артикуляционную мускулатуру за одно занятие.

Легко теряется поставленный звук, если его не закрепить, не ввести в собственную речь. Этого можно избежать только при регулярной работе и контроле со стороны самого ребенка и всех его окружающих (воспитателей, родителей, бабушек, дедушек).

Часто путают «постановку звука» с полной коррекцией звукопроизношения.

Нужно знать, что постановка звука – это лишь один из этапов коррекционной работы. Бывает так, что звук «появляется» на первых занятиях, а кому-то нужен месяц или того больше, все зависит от самого ребенка, его индивидуальных особенностей (начиная от строения артикуляционного аппарата, неврологического статуса, психологической готовности). А вообще, кому нужны правильные звуки — родителям или самому ребенку? Или логопеду??!!

На автоматизацию одного звука уходит 35-45 занятий (и это придумали не логопеды, это физиологические сроки формирования привычки для любого человека). Соответственно исправление нескольких звуков требует большего времени, чем один звук.

Выработка любого навыка требует многократных упражнений. Поставленный звук закрепляется сначала в слогах, затем в словах, далее в предложениях, чистоговорках и текстах.

Речевой нагрузки на логопедических занятиях 2-3 раза в неделю по 15-20 минут недостаточно. Ежедневно (!!!) на вечерних логопедических занятиях с воспитателем, дома с родителями должны выполняться логопедические задания.

Постепенно взрослые сначала в группе детского сада, а затем и в семье, начинают все более активно осуществлять контроль за правильностью произношения поставленных звуков.

До школы важно овладеть навыками чистого произношения всех звуков, чтобы не было препятствий для формирования письменной речи. К тому же следует учитывать, что в школе речевая нагрузка значительно выше и привыкать к новому звуку будет труднее.

Мыслящие родители также понимают, что обучать читать на не поставленных звуках очень вредно: закрепляются неправильные связи между буквой и звуком, а это прямой путь к дисграфии – нарушению письма.

Поэтому формирование правильного звукопроизношения – это не довольно сложный, кропотливый коррекционный процесс, успешность которого зависти от ВСЕХ его участников.

Дата обновления страницы: 13.11.2022

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122