Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Уважаемые посетители! Вы можете получить подробную актуальную информацию о деятельности  учреждения на сайте Госвеб  
https://teremok-irba.gosuslugi.ru/ 

Поиск
Close this search box.

Что такое адаптация ?

Педагог-психолог. Попова Н.П.

Адаптацией называют приспособление организма к новым условиям. Речь идет и об адаптации ребенка к детском саду.

Первое время подобное учреждение для любого малыша является неизведанным и чужим пространством, с новыми людьми и отношениями. Процесс привыкания требует серьезных психических затрат, нередко сопровождается напряжением и даже истощением физических и психических сил.

Некоторые проявления настроения ребенка в дни адаптации вызывают тревогу у родителей, заставляя их сомневаться в том, что он вообще сможет пройти этот период без серьезного нервного срыва. Важно помнить: особенности поведения, нередко волнующие родителей, зачастую являются типичными при адаптации к детскому саду.

Попав в непривычную обстановку, малыш практически всегда испытывает нервный стресс, особенно ярко проявляющийся в первые дни. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные симптомы этого непростого периода, и выясним, сколько он длится.

Какие факторы влияют на адаптацию ребенка?

Имеется немало важных факторов, влияющих на адаптацию к детскому саду:

  • Состояние здоровья ребенка и уровень его развития. Хорошо развитый и почти не болеющий дошкольник проще справляется со сложностями социальной адаптации.
  • Наличие любимых игр или предметной деятельности. Это помогает увлечь его соответствующими занятиями.
  • Возраст. Сложнее адаптация происходит у деток, не достигших двухлетнего возраста. Перейдя этот рубеж, они легче приспосабливаются к новым условиям. Этому имеется простое объяснение: взрослея, дети становятся любознательней, приобретают больше опыта поведения в разных ситуациях.
  • Индивидуальные черты. Дети одной возрастной категории могут вести себя по-разному в период адаптации. Одни могут впасть в стрессовое состояние, перестав проявлять интерес к окружающему миру или проявляя явный протест. Однако проходит небольшой период, и поведение нормализуется: аппетит, сон, настроение возвращаются. Другие дети могут первые дни внешне не показывать своего беспокойства, но спустя несколько дней их напряжение выплескивается наружу: настроение ухудшается, им не хочется расставаться с родителями. Эта категория ребят требует помощи близких людей, воспитателя. Будьте бдительны: подваленные реакции могут продлиться долго, обернувшись серьезными заболеваниями.
  • Половая принадлежность. Мальчикам адаптация дается сложнее, так как в дошкольном возрасте они больше привязаны к родителям, тяжело перенося расставание с ними.
  • Семья и условия жизни. Речь идет о создании режима для малыша в соответствии с его индивидуальными чертами и возрастом, формировании навыков и умений. Если семья не создает правильные условия для развития ребенка, не обучая его элементарным навыкам, то ему будет нелегко привыкнуть к детскому садику. Непросто протекает адаптация и у единственных детей в семье – в особенности, если они чрезмерно опекаемы и зависимы от матери или отца.

Причины тяжёлой адаптации

Выделим отдельно причины, из-за которых адаптация проходит сложно:

  • Отсутствие в домашних условиях режима, совпадающего с тем, который установлен в детском саду.
  • Неумение самостоятельно себя занять.
  • Наличие специфических привычек.
  • Отсутствие элементарных навыков.
  • Отсутствие опыта общения с незнакомым окружением.

Факторы, указывающие на завершение периода адаптации

Имеются факторы, характерные для завершения адаптации к детскому саду:

  • Хороший аппетит.
  • Крепкий сон.
  • Бодрость и хорошее настроение.
  • Восстановление ранее приобретенных навыков, бодрость.
  • Прибавка в весе, соответствующая возрасту.

Негативная реакция детей: основные этапы адаптации

Важно понимать все критические моменты, затрудняющие адаптацию к детскому саду.

Выделим основные из них:

  • Ранний подъем. Для деток, режим дня которых ранее регламентировался редко, пробуждение в 7:00 (или еще раньше) может стать серьезным стрессом. Чтобы смягчить этот негативный для адаптации фактор, за пару недель до визитов в садик, начинайте будить малыша раньше, приучая к новому режиму. В детский сад тоже будите его немного раньше необходимого, чтобы он 10-15 минут мог собраться с мыслями, нежась в постели, постепенно переходя от сна к полному пробуждению.
  • Дневной сон. Чтобы дошкольник проще адаптировался к детскому саду, не игнорируйте этот аспект. Ребенок привык засыпать с мягкой игрушкой? Пусть поначалу берет ее в сад. Также для сна в саду можно приобрести забавную пижаму, которая понравится вашему сыну или дочери.
  • Обед без компании мамы или папы. Немало проблем в адаптации вызывает кормление деток. Некоторые отказываются от еды, отличающейся по вкусу от домашней, другие просто не желают обедать без мамы.
  • Привыкание к режиму. Хотите, чтобы адаптация прошла мягче? Выясните заранее режим выбранного детского сада. За месяц-два начните введение режима в домашних условиях. Делайте это не резко, а постепенно. В дошкольном возрасте ребенку рекомендуется спать около 2-3 часов днем и 10 часов ночью. Для комфортной адаптации к садику, укладывание ко сну следует начинать уже в 21:00.
  • Пребывание в детском садике полный день. Рекомендуется первую неделю посещать садик до сна. На вторую неделю уже можно остаться до полдника. На полный день желательно оставаться через месяц посещений. Безусловно, эти нормы довольно индивидуальны. При тяжелой степени адаптации, забирайте ребенка раньше. Для любой степени адаптации не рекомендуется забирать малыша последним – дети тяжело переживают это осознанно, либо подсознательно. Старайтесь не допускать ситуации, чтобы ребенок оставался в одиночестве после того, как всех детей заберут родители.
  • Контакты с незнакомыми детьми. Часто в современных семьях растет лишь один ребенок, и он нечасто имеет возможность завязать отношения со сверстниками. Обычно пересечения с ними происходят лишь в поликлинике, на детской площадке или в гостях. Результат: ребенок не приучен к контакту с другими ребятами. Понаблюдайте за тем, как он общается с окружающими. Ребенок-экстраверт быстро вступает в контакт, активно общается с окружающими – в таком случае адаптация будет проходить легче. Маленький интроверт обычно стеснительный и очень послушный, поэтому у него, вероятно, возникнут трудности в общении с более агрессивными или активными сверстниками.
  • Контакт с воспитателем. Бесспорно, воспитатель – важная фигура в процессе привыкания к детскому садику. Опыт и коммуникабельность позволяют ему правильно оценить психологическое состояние дошкольника и предотвратить различные проблемы. Если есть возможность заранее познакомьтесь с воспитателем – наверняка, вы сразу определите, насколько вашему сыну или дочери будет комфортно с таким человеком. Расскажите ему об индивидуальных чертах ребенка, его предпочтениях, опасениях. Обсуждайте все стадии адаптации.

Чем родители могут помочь ребенку в период адаптации?

Помощь родителей можно назвать основополагающей в адаптации.

Общие рекомендации:

  1. Позаботьтесь о приобретении ребенком простых навыков (умение пользоваться ложкой, проситься на горшок, одеваться, контактировать с окружающими, пользоваться носовым платком, выражать свои просьбы словами или жестами).
  2. Не обсуждайте свои переживания в присутствии ребенка.
  3. Одевайте малыша по сезону. Обувь и одежда не должны создавать для него трудностей. Выбирайте обувь не на шнурках, а на липучках, а одежду не на пуговицах, а на кнопках.
  4. Изучите заранее режим детского сада. Соблюдайте его каждый день (в выходные тоже).
  5. Слишком частые посещения общественных организаций (спектакли, кружки) в сочетании с множеством интеллектуальных занятий дома могут перегрузить нервную систему малыша.
  6. Часто рассуждайте при дошкольнике, как полезен детский сад, и как важно ему там бывать (уложить спать кукол, напоить цветочки, поиграть с мягкими игрушками).
  7. Регулярно проверяйте содержимое карманов малыша, исключая наличие в них колющих, мелких или острых предметов.
  8. Встречаясь с воспитателем, рассказывайте ему о настроении и здоровье малыша. Интересуйтесь, как он ведет себя с садике.
  9. Не давайте ребенку слишком дорогие игрушки, и если это произошло, и малыш не уследил за вещью, не будьте к нему слишком строги.
  10. Планируйте собственный график так, чтобы в первый месяц пребывания в садике, дошкольник не находился там до конца дня, и мог быстрее оказаться в привычных домашних условиях.
  11. Приучайте сына или дочь к общению с другими людьми. Ходите в гости или чаще бывайте на многолюдных детских площадках.
  12. Посещение детского сада допустимо лишь здоровыми детьми.

Если вы пришли к выводу, что малыш испытывает потребность в контактах со знакомыми взрослыми и не боится незнакомцев, то это хороший знак. Если он стремится к самостоятельности, охотно вступает в игры, владеет некоторыми навыками самообслуживания, доброжелателен и открыт, то, вероятно, он уже готов к детскому садику.

Дата обновления страницы: 11.01.2022

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122