Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Уважаемые посетители! Вы можете получить подробную актуальную информацию о деятельности  учреждения на сайте Госвеб  
https://teremok-irba.gosuslugi.ru/ 

Поиск
Close this search box.

«Что такое звуко-буквенный анализ и как его выполнять »

Учитель-логопед: Н. В. Федосеева

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. Звуковой анализ — это определение, во-первых, порядка звуков в слове, во-вторых, выделение отдельных звуков, в-третьих, различение звуков по их качественным характеристикам. Для русского языка свойственно противопоставление гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных. Умение слышать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв.

Чтобы ребенок мог проанализировать слово, его звуковой состав должен быть материализован. Сказанное слово ускользает, и выделить в нем на слух какие-то части, элементы ребенку очень трудно. Его нужно показать дошкольникам в предметном плане, представив звуковую структуру в виде модели.

С этой целью используется картина-схема звукового состава слов. На ней изображается предмет, слово-название которого ребенок разбирает и ставит ряд фишек под рисунком по количеству звуков в слове.

Рисунок помогает все время видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и проконтролировать правильность ее заполнения фишками. Такой разбор слова называется звуковым (фонетическим). После знакомства детей с буквами, появляется возможность выполнять звуко-буквенный (фонетико-графический) анализ слов, задачами которого является как характеристика звуковой стороны, так и соотношение звуковой структуры слова с ее буквенным значением. При его выполнении под фишками, обозначающими звуки, располагают соответствующие буквы.

На первых порах, пока ребенок учится выполнять звуковой или звуко-буквенный анализ слова, ему требуется значительная помощь, особенно если он не был заранее научен вслушиваться в звучание слова, выделять первый и последний звуки в слове.

Итак, чтобы выполнить звуковой анализ слова нужно:

— произнести слово (на первых порах послушать, а затем произнести за педагогом);

— протянуть (выделить голосом) первый звук в слове, назвать его;

— определить, является ли этот звук гласным или согласным, если звук гласный – обозначить выделенный звук условным значком (поставить красную фишку/нарисовать красный кружочек/квадратик), если звук согласный, то определить твердый он или мягкий и поставить/нарисовать синюю или зеленую фишку соответственно;

— начинать произносить слово, остановившись на втором звуке, протягивая его;

— разобрать второй звук также как первый, поставить условное обозначение;

— проделать то же самое с остальными звуками;

— «прочитать» по звукам слово, которое получилось, проверяя правильность.

Если ребенок уже знает названия букв, то под каждым звуком нужно будет поставить соответствующие букву, прочитав в конце слово по буквам.

Также, выполнив анализ слова, рекомендуется проверить понимание проделанной работы, задав вопросы: «Сколько всего звуков в данном слове?», «Сколько гласных звуков?», «Сколько твердых согласных?», «Сколько мягких согласных?», «Сколько букв?».

Звуко-буквенный анализ  —  один из важнейших видов работы, который способствует формированию орфографической зоркости, развитию фонематического слуха, развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать, умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Использованные источники: https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2015/12/15/konsultatsiya-dlya-vospitateley-zvuko-bukvennyy-analiz#:~:text=Звуко-буквенный%20анализ%20-%20один%20из,звуковой%20схемой%20и%20многому%20другому .

Дата обновления страницы: 29.11.2023

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122