Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Как научить ребенка различать гласные и согласные звуки речи.

Консультация для родителей и педагогов.

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Развитие фонематического слуха дошкольников направлено не только на то, чтобы научить детей выделять, воспроизводить и различать звуки речи, но и четко воспринимать, различать окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделять предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Коррекционная программа для детей с ТНР в полном объеме решает все эти поставленные задачи.
Какие звуки и буквы мы изучаем? На что важно обратить внимание?

На занятиях мы изучаем все гласные звуки: А, О, У, Э, Ы, И. Их всего шесть. Важно знать, что – е, ё, ю, я – буквы, они состоят из двух звуков. К их изучению мы приступаем в подготовительной группе, они требуют особого внимания.

Согласные звуки — изучаем все сохранные звуки, то есть те, которые большинство детей произносят правильно! И здесь много интересного. Согласные звуки делятся на: твердые и мягкие, эти характеристики нас интересуют в старшей группе; глухие и звонкие – подробно к этим характеристикам согласных звуков мы обратимся в следующем году.

При изучении звуков логопед обращает внимание детей на место и способ образования звуков речи. Гласные звуки образуются при помощи голоса, на пути у воздушной струи нет преград. Это важно! От того они и называются гласным!

В образовании согласных звуков участвуют губы, зубы, язык – то есть, естественные преграды на пути воздушной струи. Это важно! То есть, мы говорим детям, что они соглашаются с этими преградами, потому и называются согласными. Так же в образовании некоторых согласных звуков участвует голос – такие звуки называют звонкими, без участия голоса – глухими. Но об это дети узнают позже. Сейчас же наше внимание будет отдано мягким и твердым согласным звукам. Трудность заключается в том, что их можно отличить только на слух, при достаточно развитом слуховом внимании и восприятии.

При проведении занятий формированию фонематического слуха и обучению детей грамоте в домашних условиях родителям необходимо знать:

  1. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем.
  2. Все буквы называйте как звуки. Например, не «пэ» или «эр», а «п» или «р».

Это надо запомнить!

Звуки-песенки сказочных героев «Теремка»: -и-а-э-о-у-ы-
гласные


Они носят «рубашки» красного цвета.
Все другие звуки — «трудные»
согласные
твердые                                                                                               мягкие

-б-в-г-д-ж-з-к-л-м-н- -бь-вь-гь-дь-зь-й-кь-ль-мь-

-п-р-с-т-ф-х-ц-ш- -нь-пь-рь-сь-ть-фь-хь-ч-щ-

Полезные игры:

  • подбирать слова на заданные звуки;
  • определять первый и последний звук в слове;
  • определять наличие (есть ли такой) звука в слове;
  • определять положение звука в слове: первый, последний, в середине слова;

Мы в старшей группе начинаем учить от детей определять, какой звук в слове по счету, эту же задачу оставим на следующий год. Её решение требует серьезной умственной работы и достаточно развитого фонематического восприятия.

К концу года в старшей группе дети научатся:

  • Называть первый и последний звук в слове.
  • Определять место звука в слове.
  • Подбирать слова на заданный звук.
  • Выполнять полный анализ слова из 3 -4 звуков.
  • Давать характеристику звукам в слове.
  • Обозначать звуки нужными символами – кружками.

Занимайтесь с ребенком ежедневно по 15—20 минут, делая в середине занятия небольшой перерыв — паузу, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, по¬прыгать, побегать. Выбирайте для занятия часы наивыс¬шей работоспособности ребенка, когда он бодр и весел.

Старайтесь заинтересовать. Проводите занятие в игровой форме. Хва¬лите ребенка за успехи и никогда не выказывайте своего огорчения, если у него что-то не получается. Придумайте систему поощрений.
Йотированные буквы Е, Ё, Ю, Я ребенку пока не предлагаются, так как этот материал слишком сложен для понимания его до¬школьниками.

Подготовлено с использованием материалов:
http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/12/14/zvuki_byvayut_raznye.docx

Дата обновления страницы: 08.01.2023

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122