Консультация для педагогов и родителей
Логопед:
О.Р. Авербах
Чтобы научить ребёнка писать слова, особенно важно помочь ему сориентироваться на листе. Предложите нарисовать что-нибудь в разных частях листа, например, сверху посередине, в правом нижнем углу или по центру.
Если ребёнку трудно, сыграйте с ним в «Муху». Расчертите лист на девять квадратов. Отдельно нарисуйте муху, вырежьте и положите в центральный квадрат. Давайте команды: «Муха летит вниз!», «Теперь влево!», «Вверх!» Ребёнок должен перемещать муху в соответствии с указаниями. Если всё получилось, муха ловится в мешок. Если перепутал команды, она улетает в форточку.
Когда ребёнок освоится с направлениями, переходите к понятию строчек. Нарисуйте несколько линий с большим интервалом и «посадите» муху на одну из них. Теперь предложите ребёнку нарисовать что-нибудь над строкой, под строкой, через строку вниз, выше на две строки.
После этого этапа переходите к написанию букв, но обязательно обсудите с ребёнком, из каких элементов она состоит, где они соединяются. Позже выделяйте лучшие буквы, специально акцентируя внимание ребёнка.
Для начала подойдут нелинованные листы, чтобы ребёнка не отвлекала разметка. Просто дайте ему карандаши и предложите напечатать буквы. Обсудите, из каких элементов состоит буква. Пусть он вспомнит все — палочку, полукруг, перекладину. Сначала будет выходить неправильно и криво, но проявите терпение. Хвалите ребёнка за любые попытки и отмечайте наиболее удачные.
Важно внимательно следить за успехами, помогать и подбадривать его. После занятия обязательно обсуждайте: было легко или трудно? Что получалось лучше? Как думаешь, почему? Над чем ещё потренируемся? Это поможет оценить прогресс и вам, и ребёнку.
Как часто нужно заниматься
Два занятия в день по 15 минут хватит, чтобы дошкольник усвоил начертания букв и не уставал. Если вы сумеете организовать занятия весело и интересно — возможно, ему захочется проводить за ними больше времени.
Обязательно покажите ребёнку, как нужно правильно сидеть и держать в руке карандаш (ручку). Организуйте место для занятий так, чтобы ребёнку было удобно, на столе было достаточно места, а свет падал с правильной стороны: для правши — слева, для левши — справа.
Зачем учить ребёнка красиво писать
Для развития мозга.
Каллиграфия — эффективный способ развить мелкую моторику. Она помогает избежать проблем с развитием речи и мышлением. Появляющиеся в процессе нейронные связи возьмут на себя координацию любых точных и мелких движений.
Для успешной учёбы.
Не только чтобы не снижали оценки за грязь в тетради. Письмо от руки помогает лучше запомнить правописание слов и сосредоточиться на том, что пишешь. Кроме того, письмо развивают концентрацию, усидчивость, силу воли и самообладание. Всё это пригодится не только в школе.
Для поднятия самооценки.
Научиться аккуратно писать довольно трудно. При правильной мотивации усилия ребёнка окупятся. Он сможет по праву гордиться собой, ведь у него получается то, что выходит далеко не у всех.
С какого возраста учить ребёнка письму
Специалисты рекомендуют учить ребёнка писать печатные буквы с пяти-шести лет. Но если малыш раньше проявил интерес письму, конечно, нужно его поддержать. Следуйте за интересом ребёнка — не пытайтесь навязать ему занятия, если он к ним ещё не готов.
Очень часто родители спрашивают, чем сначала учить ребенка писать: карандашом или ручкой. Кто-то твердо рекомендует карандаш — универсальное средство и от грязи, и от плохого почерка, и от страха перед ошибкой.
А кто довёл ребенка до страха? Он начинает бояться допустить ошибку только тогда, когда ребёнка ругают.
Большинство педагогов прекрасно понимают, что ребёнок, который только начал писать в прописи, не будет это делать сразу правильно. И пока дети учатся писать, за грязь не ругают. Ровно, чисто и красиво сразу не получится. И это надо принять родителям. Ошибки — норма.
Говорят, что карандаш можно стереть и написать чисто. Но это не всегда идёт на пользу. Когда исправляют по написанному, ребёнок видит, в какой момент он повел элемент буквы не туда. И это очень важно в период обучения грамоте.
Кто-то скажет, что у ручки и карандаша разный нажим, и он хорошо влияет на почерк. Да, разный. И управлять карандашом сложнее. Поэтому как можно больше до того, как ребёнок начал писать, развивайте мелкую моторику руки. Пусть ребёнок лепит, рисует, раскрашивает, штрихует, обводит. Многие дети не любят штриховать и обводить именно потому, что им это сложно.
Желаем вдохновения и успехов Вам и вашим детям!