Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Уважаемые посетители! Вы можете получить подробную актуальную информацию о деятельности  учреждения на сайте Госвеб  
https://teremok-irba.gosuslugi.ru/ 

Поиск
Close this search box.

Начинаем знакомиться с буквами.

Консультация для родителей и педагогов (1- ая часть).

Логопед:О.Р. Авербах

Современные  родители  часто сами начинают учить своих детей читать. И многие сталкиваются с трудностями….  И вокруг так много букварей, пособий, азбук — как во всем этом ориентироваться? Многие обыденные для взрослых вещи кажутся детям непосильной задачей. Казалось бы, что сложного в том, чтобы отличить «А» от «Е»? Но вопрос «Что делать, если ребёнок не запоминает буквы?» — один из самых популярных у родителей.

В своей многолетней практике я придерживаюсь апробированных методик и правил обучения детей чтению, которые работают прекрасно.

  • Говорим, как слышим. При знакомстве с буквой называем не ее «официальное» название (эм, бэ), а тот звук, который она обозначает (м,б). Иначе мы рискуем получить каотэ вместо кот и замедлить обучение в целом.
  • Буквы изучаем только в их печатном варианте. Давая задания ребенку, лучше говорить «напечатай», а не напиши – чтобы потом он не путал прописные и печатные буквы.
  • Буквы – отдельно, картинки – отдельно. В азбуке рядом с буквой чаще всего идет картинка, скажем, А-арбуз, Б-барабан и т.д. Этого быть не должно! Рисунки, во-первых, отвлекают зрительное внимание малыша, а во-вторых, могут привести к тому, что буква А будет ассоциироваться только с арбузом и ни с чем больше.
  • Учим детей правильно держать карандаш или ручку — сразу научить правильно легче, чем потом переучивать.
  • Информацию из внешнего мира мы получаем через зрение, слух и осязание. Старайтесь, чтобы во время занятия были задействованы все эти виды деятельности.
  • Для письменных заданий используем тетрадь в клетку, при этом обращайте внимание ребенка, что каждая буква пишется в своем «домике» — клеточке.
  • Повесьте на стену магнитную доску и вывешивайте на нее изученные буквы  Так они будут все время на виду, а значит, легче запомнятся. В перерывах между занятиями на доске можно составлять и читать слоги и слова.
  • Не стоит торопиться и стараться пройти одну букву за один день, даже если Вам кажется, что ребенок давно все знает и умеет. Лучше несколько раз повторить начальный материал, чем потом «застопориться» на этапе беглого чтения.

На начальном этапе изучения образ буквы ещё не стойкий. Ребёнок путает близкие по написанию и звучанию буквы, не может вспомнить и написать букву или сложить её.

Иногда родители даже не прилагают особых усилий, а ребёнок всё быстро спонтанно запоминает. Бывает и так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта, и он продолжает путаться и забывать буквы. С этой проблемой достаточно часто сталкиваются и родители, и специалисты. Вероятно, причины этого достаточно серьезные.

Недостаточная переработка зрительной информации

  1. Недостаточность зрительного восприятия.

В этом случае сама конфигурация буквы плохо анализируется головным мозгом. Она состоит из нескольких элементов (горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал), и они по-разному расположены относительно друг друга, создавая тот или иной образ конкретной буквы.

  1. Зрительно-пространственная несформированность.

Все элементы располагаются в разных пространственных отношениях относительно друг друга (этот крючок туда, а эта палочка сюда). При слабости пространственного восприятия элементы букв будут смешиваться, и ребёнок будет постоянно путать их расположение, а образ буквы не закрепится.

  1. Недостаточное развитие зрительной памяти

Для того чтобы запомнить букву, мозгу недостаточно проанализировать её конфигурацию и пространственное расположение элементов. Мозг должен ещё и запомнить эту информацию, чтобы не требовалось анализировать её снова и снова.

В норме восприятие буквы происходит автоматически, так как этот образ ранее многократно воспринимался и сохранился в долгосрочной памяти.

Если зрительная память развита плохо, то, как бы мы ни старались запоминать с ребёнком буквы, он не сможет этого сделать либо будет делать очень долго.

Если ребенок сталкивается с трудностями запоминания букв, нам нужно развивать все три зрительных процесса.

Как мы, взрослые, можем помочь ребёнку?

Об этом Вы узнаете во второй части консультации.

Дата обновления страницы: 26.02.2023

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122