Это маленькое, но важное слово-предлог!

25.03.2019

консультация для родителей и педагогов

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Важным показателем грамотной речи ребенка является его умение правильно использовать предлоги. У детей часто наблюдаются многочисленные ошибки при их употреблении. Поэтому необходима целенаправленная и систематическая работа по их преодолению, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Прежде всего, важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога — «маленького слова». Только при таком условии он сможет верно их употреблять в своей речи. Значение каждого предлога употребляется отдельно. Объяснение обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных примерах.

Например, объяснив ребенку значение предлога НА, говорим:

-Смотри, книгу я кладу НА стол, а теперь НА шкаф (совершая соответствующие действия).

То же самое проделывается и с другими предлогами, и каждое действие «оречевляется». При объяснении значений предлогов можно использовать схемы и картинки.

Чтобы выяснить, как ребенок усвоил значения предлогов, предлагаем ему молча выполнять поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, в шкаф и т.д. Безошибочное выполнение этих заданий будет говорить о том, что ребенок усвоил значения предлогов.

Научить ребенка правильно употреблять предлоги просто, если использовать речевые игры.

Все дошкольники очень любят играть и  легко учатся в игре.  Известная нам всем с детства веселая занимательная игра «Прятки» поможет родителям  научить детей правильно употреблять в речи пространственные предлоги В,  НА, ПОД, ОКОЛО.

 Игра 1. Играем в прятки с любимой игрушкой (куклой, котенком, собачкой и т.д.).

Возьмите в руки любимую игрушку ребенка, например куклу. Предложите малышу поиграть с куклой в прятки. 

Скажите, что  будем прятать от куклы конфету,  а кукла – ее искать.

Кукла «открывает» глаза и  начинает искать конфету. 

ВАЖНО: 

кукла будто бы говорит сама себе вслух и указывает ручкой на нужное 

место: «Где же они конфету положили? Наверное, на столе!

Нет, на столе нет. Под столом? Ой, и под столом нет! Куда же вы ее спрятали от меня? Может быть в столе??? Ой, и в столе нет…. Может быть, подскажешь, где она? А!!!! Около стола!!! Вот она!!!!»

В этой игре пространственные предлоги ребенок еще только слышит 

в речи и повторяет  их. Идет накопление пассивного словаря. 

Игра 2. Котёнок и собака.

Эта игра — одна из самых незатейливых игр для родителей и детей в дороге, в очереди или другом месте, где надо занять малыша. Её несомненное достоинство – она не требует ни специальных предметов, ни места и при этом очень интересна детям.

Выбирается водящий. Это взрослый или старший ребенок. Он играет роль собачки.

Все участники игры одну ладонь складывают в кулачок. Это домик для котенка. Неважно, какая рука будет изображать домик – правая или левая.

Показываем указательный палец другой руки. Это котенок. Котенок маленький, он любит прыгать. Вот он прыгнул на домик (указательный пальчик ставим на кулачок). Под домик (указательный пальчик поставить под домик). Бегает около домика (указательный пальчик около кулачка). Вдруг прибежала собака и залаяла «Гав-гав-гав». Котенок – прыг и в домик! (указательный пальчик нужно быстро спрятать в кулачок, пока собачка за него не ухватилась).

Собачка – ведущий старается поймать котенка или котят, если играют несколько человек. Если ведущий поймал пальчик-котенка, то они меняются ролями в следующей игре.

В дальнейшем команды водящего в игре звучат так: на домик, под домик, около домика, в домик. На команду «в домик» надо быстро спрятать свой пальчик.

Занятия с детьми дома – это всегда радость и для взрослого, и для ребенка.

Как сделать занятия и игры увлекательными? Опыт показывает, что золотым ключиком к этому будет проведение игр с любимыми персонажами ребенка и любимыми сюжетами сказок. Один малыш будет с удовольствием играть с обычным зайчиком, другому больше нравятся динозавры, третьему – Смешарики.

Используйте этот ключ – и у Вас всё получится!