Инновационные технологии запуска и развития речи у безречевых детей

01.02.2019

Инновационные технологии запуска и развития речи
у безречевых детей.

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Вы слышали про методику запуска и развития речи Арбековой Нелли Евгеньевны? А знаете ли вы, что Нелли Евгеньевна разработала эту методику для своей больной дочки? Благодаря данной методике к 4,5 годам у девочки появилась развернутая фраза, она научилась запоминать и рассказывать стихи с опорой на таблицы с картинками-пиктограммами. А в 7 лет уже дебютировала в стихотворной театральной постановке!

Нелли Евгеньевна — логопед высшей квалификационной категории Морозовской больницы и специализированного детского сада в Москве, автор методики запуска и развития речи у безречевых детей, автор более 40 пособий по развитию связной речи у детей с ОНР, редактор издательства «Гном».

За 17 лет применения этой методики начали говорить более 200 «безречевых» детей, за последние полтора года более 120 логопедов прошли данный курс и активно применяют полученные знания в своей работе.

Вот и мне посчастливилось лично познакомиться с этим удивительным человеком и стать слушателем курсов повышения квалификации по столь актуальной теме (особенно для сельских специалистов) в столице нашей Родины — в Москве!

С большим вниманием и активным участием мы вникали, как работать с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами, как правильно применять методику и авторские упражнения для запуска речи.

Вот примерный перечень вопросов, которые мы успели рассмотреть за период обучения:

1. Онтогенез развития устной речи. Предпосылки речи. Начальное речевое и моторное развитие. Программа развития детей от 0 до 3-х лет.

2. Дизонтогенез речевого развития. Диагностика речевых нарушений. Характеристика речи детей с ТНР. Диагностика состояния связной речи. Основные критерии оценки. Образцы речевых карт.

3. Формирование понимания речи и коммуникативных умений детей. «Запуск» речи неговорящих детей. Обучение детей построению простейшей фразы по предложенным моделям.

4. Распространение фразы. Слова-признаки. Развитие лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи.

5. Диалог и монолог. Особенности диалогической речи. Обучение детей умению вести диалог и беседу (обучение: умению отвечать на констатирующие, поисковые и проблемные вопросы; самостоятельной постановке вопросов и ведению простейшего диалога и беседы).

6.Тренинг для слушателей курса.

7. Обучение детей составлению пересказов (по опорным картинкам; схематичным рисункам; рисункам-пиктограммам; по устному плану); составлению и «чтению» загадок о различных предметах.

8. Обучение детей заучиванию стихотворений (с использованием мнемо-таблиц); составлению описательных и сюжетных рассказов, с использованием различных опор.

9. Составление рассказов по серии сюжетных картин (авторская методика), по сюжетной многофигурной картине; по предметным картинкам или предметам; по несложным пейзажным картинам. Использование различных вспомогательных приёмов и опор.

10. Авторская методика Н.Е. Арбековой по развитию связной речи детей 4-7 лет с ОНР.

11.Особенности организации фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по развитию связной речи детей средней, старшей и подготовительной к школе групп.

12.Тематическое и календарное планирование работы логопеда и воспитателей.

13.Виды коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи.

14.Структура индивидуальных альбомов для детей по развитию связной речи.

15. Пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения и упражнения биоэнергопластики на занятиях по развитию речи.

16. Активизация связной речи детей на занятиях и в свободное время.

17. Проведение мониторингов развития речи детей.

18. Работа логопеда с педагогами и родителями.

Работа с неговорящими детьми начинается с их родителей. А они по-разному относятся к такой ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года и даже в 4-5 лет молчит…

Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, что у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются, что все делают, как рекомендуется: не сюсюкаются, говорят полными словами, много читают, ставят для прослушивания аудиокассеты. А ребенок по-прежнему молчит.

Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш встанет на ножки и легко потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку.

Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему, облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: «Что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только «машина, полотенце».

Работа с любым ребенком начинается с установления контакта.

В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым «скажи». На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушками, заинтересовавшими ребенка. Игры типа «Делай, как я» (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.

Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:

-развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);

-побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;

-побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);

-работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);

-развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);

-стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.

Чем старше безречевой ребенок, тем сложнее привлечь его к речевым занятиям. Даже в ситуации игры старшие дети более чувствительны к речевым побуждениям и сразу отворачиваются, уходят от контакта.

Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби ту… (машина едет), ляля ааа (кукла спит).

Ребенок несколько дней ходит и с наслаждением повторяет получившееся слово, сам вслушивается в новое звучание, демонстрирует его окружающим.

Приобретению речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребенка в утренниках. Даже пара слов, сказанная на нем, помогает ребенку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям.

Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.

Проведение занятий по запуску и развитию речи у детей с тяжелыми нарушениями часто вызы­вает трудности у практикующих логопедов. Это обусловлено двумя основны­ми причинами. Во-первых, психологическими особенностями детей и их ог­раниченными речевыми возможностями. Во-вторых, логопеду сложно наладить взаимосвязь с родителями и воспитателями.

Стоит понимать, что ребенок и его окружение привыкли к определенному поведению. И теперь нужно сформировать новый его тип. Создать условия, чтобы у ребенка чаще возникала потребность в речи: убрать из доступа предметы, которыми ребенок может пользоваться сам и любит их. Каждый раз, когда ему что-то будет нужно, он должен озвучит возможным способом. Захочет сок: О или ОК или СОК.

Требования должны быть одинаковыми на занятиях, в садике, дома. Тогда они будут привычными для ребенка, не будут вызывать агрессию и другого проблематичного поведения.

Все методы и направления работы могут и должны сочетаться. Желательно присутствие на занятии родителей и активное включение их в занятие, чтобы ребенок постепенно обобщал: все, что он делает на занятии с логопедом, он может делать с родителем дома.

Каким бы хорошим не был специалист, он с ребенком занимается в лучшем случае час в день, родители же рядом намного дольше.

В конце курса Нелли Евгеньевна нам сказала:

-Чтобы добиться результатов (причем, в любом деле), надо этим делом заболеть! Заболеть по-настоящему! Тогда, желая выздороветь, мы, несомненно, добьемся положительных результатов!

Трудно с этим не согласиться.