Как мы учимся выделять по порядку звуки в словах.

13.01.2021

Как мы учимся выделять по порядку звуки в словах.

Консультация для родителей детей групп компенсирующей направленности

 

Учитель-логопед:

О.Р.Авербах

 

Время идет, и вот мы с детьми вплотную подошли к теме «Звуковой состав слова». Как было обещано ранее, расскажу, чем мы будем заниматься на  коррекционных занятиях.

Умение правильно разбирать слова на звуки зависит от степени развитости у ребенка фонематического слуха и  развивает умение правильно писать в будущем.

Фонетический разбор слова дети изучают в первом классе, но к этому времени они должны иметь о нём достаточное представление. Звуковой анализ слова — определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Вот что должен знать ребёнок по этой теме перед школой:

— определять количество слогов в слове;

— определять количество звуков в слове;

— анализировать звуковой состав слова;

— различать гласные и согласные звуки;

— различать твёрдые и мягкие согласные.

В этом и помогут специальные игры и упражнения.

Слова  состоят из звуков. Звуки звучат по-разному и похоже. Например, в словах мал, мел, мял, мыл  согласный звук –м- произносится всякий раз по-разному в зависимости от того, какой звук за ним следует.

Звуки произносятся в определенной последовательности. По длительности звучания слова – короткие и длинные. Соответственно в них звуков много и мало.

Ознакомление детей со звуковой стороной речи начинается еще в младших группах. Дети в играх и упражнениях учатся внятно и четко произносить звуки. Сначала это песенка. Например, песенка жука – жжж. Затем это звук – жжж.

Процесс звукового анализа – это особый мыслительный процесс. И как любое умственное действие оно проходит несколько этапов.

  1. этап. Интонационное выделение звуков.

Его задачи:

— научить детей выделять любые звуки в словах – интонационно (дддом). Слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого.

— выделять и называть слова, в которых есть нужный звук (сначала с опорой на наглядность – картинку, предмет).

— формировать умение произносить звуки изолированно и выделять первый звук в слове.

— определять место звука – в начале, середине, конце слова.

То есть, первое чему надо научить детей в звуковом анализе это интонационно выделять звук.

Чтобы ребенок научился выделять первый звук в слове, необходимо сначала достаточно утрированно произносить слова (у-у-у-у-утка, м-м-м-машина, з-з-з-звук). При этом очень важно понимать, что в одних словах первый звук услышать проще, а в других — сложнее. Так, в слове СТОЛ звук С проще выделить, чем в слове СОК, а в слове СОК в свою очередь проще, чем в слове СИЛА.

Пробуя выполнять подобные задания, придерживайтесь следующей последовательности предъявления слов:

  1. Слова, где первый звук А, У, И, Э, О, подбирайте только с ударением на первый слог, например: ОБЛАКО, ОЗЕРО, ОВЦЫ, но не ОЧКИ, не ОГОНЬ, не ОБЕЗЬЯНА.
  2. Слова, где первый звук — отдельный согласный, не участвующий в слоге-слиянии (К-РОТ, Т-РАКТОР, С-ТОЛ и т. д.).
  3. Слова, начинающиеся на твердый согласный в слоге-слиянии (МАШИНА, РУКА и т. д.), т. е. в которых вторая буква — одна из следующих: А, О, У, Ы.
  4. Слова, начинающиеся на мягкий согласный в слоге-слиянии (КИНО, ТЕЛЕВИЗОР и т. д.), т. е. в которых вторая буква — одна из следующих: И, Е, Ё, Ю, Я.
  5. Слова, начинающиеся на Е, Ё, Ю, Я, лучше вообще исключить из заданий, т. к. данные буквы в начале слова обозначают не 1 звук, а сразу 2, и слышим мы в начале таких слов звук Й. Эти особенности русской фонетики трудно объяснить дошкольнику.

Проведение звукового анализа слова на начальном этапе осуществляется следующим образом:

  1. Рассмотреть картинку и назвать слово.
  2. Дети делают предположение, сколько в нём звуков.
  3. Педагог произносит слово с интонационным выделением первого звука. Дети повторяют.
  4. Педагог называет первый звук так, как он слышится в слове (если слово «мак», то «м»).
  5. Дети произносят звук и кладут кружок. Аналогично проводится работа с последующими звуками. Когда будут выделены все звуки в слове, взрослый предлагает детям «прочитать» слово так, как движется указательный пальчик по звуковой схеме.

В дальнейшем дети сами проводят звуковой анализ слова с помощью взрослого.

Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребёнок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

После того, как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными и согласными звуками.

Но об этом чуть позже…