Мы бываем разные: гласные, согласные, твердые и мягкие, звонкие, глухие, кто же мы такие?

22.04.2019

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Дети групп компенсирующей направленности без труда ответят, что это — речевые звуки и для чего они нам нужны. А вот дети, идущие в школу и не получившие специального обучения по звуковому анализу слов, испытывают значительные затруднения и, как правило, не различают понятий «звук» и «буква».

Ведь большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники не только учатся выделять, воспроизводить и различать звуки речи, но и намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

            Какие звуки и буквы мы изучаем? На что важно обратить внимание?

На занятиях мы изучаем все гласные звуки: А, О, У, Э, Ы, И. Их всего шесть.

 Важно – е, ё, ю, я – буквы, они состоят из двух звуков. К их изучению мы приступаем в подготовительной группе, они требуют особого внимания.

Согласные звуки  — изучаем все сохранные звуки, то есть те, которые большинство детей произносят правильно! И здесь много интересного. Согласные звуки делятся на: твердые и мягкие, эти характеристики нас интересуют в старшей группе; глухие и звонкие – к этим характеристикам согласных звуков мы обратимся в следующем году.

При изучении звуков логопед обращает внимание детей на место и способ образования звуков речи. Гласные звуки образуются при помощи голоса, на пути у воздушной струи нет преград.

 От того они и называются гласными! В образовании согласных звуков участвуют губы, зубы, язык – то есть, естественные преграды на пути воздушной струи. Так же в образовании некоторых согласных звуков участвует голос – такие звуки называют звонкими, без участия голоса – глухими. Но об это дети узнают позже. Сейчас же наше внимание будет отдано мягким и твердым согласным звукам. Трудность заключается в том, что их можно отличить только на слух, при достаточно развитом слуховом внимании и восприятии.

При проведении занятий формированию фонематического слуха и обучению детей грамоте в домашних условиях родителям необходимо знать:

1. Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем, читаем.

2. Все буквы называйте как звуки. Например, не «пэ» или «эр», а «п» или «р».

Это надо запомнить!

Звуки-песенки сказочных героев «Теремка»: -и-а-э-о-у-ы-
гласные

Они носят «рубашки» красного цвета.

Все другие звуки — «трудные»

согласные

твердые

-б-в-г-д-ж-з-к-л-м-н-
-п-р-с-т-ф-х-ц-ш-

 мягкие

-бь-вь-гь-дь-зь-й-кь-ль-мь-
-нь-пь-рь-сь-ть-фь-хь-ч-щ-

Полезные игры:

— подбирать слова на заданные звуки;
— определять первый и последний звук в слове;
— определять наличие (есть ли такой) звука в слове;
— определять положение звука в слове: первый, последний, в середине слова;

Мы в старшей группе начинаем учить от детей определять, какой звук в слове по счету, эту же задачу оставим на следующий год. Её решение требует серьезной умственной работы  и достаточно развитого фонематического восприятия.

К концу года в старшей группе дети научатся:

-Называть первый и последний звук в слове.
-Определять место звука в слове.
-Подбирать слова на заданный звук.
-Выполнять полный анализ слова из 3 -4 звуков.
-Давать характеристику звукам в слове.
-Обозначать звуки нужными символами – кружками.

Занимайтесь с ребенком ежедневно по 15—20 минут, делая в середине занятия небольшой перерыв — паузу, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, по­прыгать, побегать. Выбирайте для занятия часы наивыс­шей работоспособности ребенка, когда он бодр и весел.

Никогда не принуждайте малыша к занятиям, старайтесь его заинтересовать. Проводите занятие в игровой форме. Хва­лите ребенка за успехи и никогда не выказывайте своего огорчения, если у него что-то не получается. Придумайте систему поощрений.

Йотированные буквы Е, Ё, Ю, Я ребенку пока не предлагаются, так как этот материал слишком сложен для понимания его до­школьниками.

Консультация подготовлена из личного опыта, а также с использованием материалов:

http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/12/14/zvuki_byvayut_raznye.docx.