Немного о том, где «сидят» проблемы детского развития

04.04.2021

Александру Лурия, выдающемуся советскому психологу и неврологу, принадлежит концепция о трёх функциональных блоках мозга. Когда человека мыслит, заучивает (и вспоминает), говорит, воображает и воспринимает что-то, участвуют все 3 блока мозга, каждый из которых играет в этом процессе свою определённую роль. Каждый блок отвечает за определённые функции в ЦНС и при их поражении/незрелости человек начинает проявлять специфические симптомы.

Первый блок-энергетический. Формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет. Включает мозжечок, структуры среднего мозга, ствола мозга. Все, что происходит с мамой во время беременности (болезни, психотравмы, прием лекарств) откладывает свой отпечаток на формирование 1 блока мозга. Именно тут сосредоточено управление всеми процессами жизнедеятельности — дыхание, голод, сердцебиение, эмоции. Здесь же выполняется сбор первичной информации из окружающей среды, выделяется самое важное из неё и отправляется на дальнейшую обработку во 2-ой и 3-ий блок.

Что происходит при повреждениях?

Снижается тонус коры головного мозга — он утрачивает способность долгое время находиться в работе.

Как это проявляется?

Ребёнок быстро устает во время занятий, может через 5 минут начать зевать, считать ворон, отвлекаться. Чем дольше сидит, тем большее количество ошибок допустит к концу работы. В эмоциональном плане характерна либо безэмоциональность, либо, напротив, нервозность и тревожность.

Надо учить ребёнка управлять дыханием, в том числе и речевым, силой голоса, работать с эмоциями (через игры), учить плавным движениям, ритму.

Второй блок (общесенсорный) формируется от 3х до 7 лет и включает в себя височную, теменную и затылочную кору. В их задачи входит приём, обработка и хранение сенсорной информации: слуховой, проприоцептивной (понимания положения частей тела в пространстве), зрительной и кожной.

Что происходит при повреждениях?

— Неуклюжесть, ребёнок может натыкаться на предметы и людей, не чувствовать границ, не узнавать предметы на ощупь. Кроме того, именно эта часть мозга в наибольшей степени ответственна за способность к освоению точных наук, письма и чтения, а также адекватное пространственное мышление в целом.

Такие дети порой неспособны запомнить знаки (буквы/цифры и прочее), сложить «единую картинку» из разрозненных частей, им может быть трудно распознавать лица.

Третий блок (контролирующий) формируется от 7 до 15 лет. Это лобные доли, отвечающие за построение сложной программы движений, действий, мышление и контроль поведения. Этот блок мозга оценивает всю полученную из окружающей среды информацию и «выдаёт» наилучшее по его мнению в данной ситуации действие/поведение.

Что происходит при повреждениях?

Ребенку будет непросто усвоить какие-либо сложные двигательные композиции, например, езду на самокате, велосипеде, танцы. Ребёнок неспособен сосредоточиться, все дела бросаются на полпути. Из-за этого нет хорошей оценки окружающей действительности, а значит и адекватного ответа на неё. Это приводит к тому, что ребёнок на какие-либо события вместо нормального поведения отвечает стереотипиями и импульсивными действиями.

Бедная речь и потенциальные проблемы с логикой также могут быть отражением нарушений в работе третьего блока мозга.

Для многих специалистов и родителей оказалось выходом посадить ребенка на стул и фактически сразу приступить к занятиям «за столом».

Многие профессиональные коррекционные педагоги применяют другие, более плавные техники. Сначала они присоединяются к игре ребёнка, даже стереотипной (главное, чтобы она не была социально неприемлемой). Затем постепенно предлагают внести в неё простые изменения. Некоторые родители возмущаются, что это, мол,   за игры в игрушки с шестилетками?!

Но на самом деле так педагог выводит ребёнка на взаимодействие и обогащает его деятельность более сложными формами. А затем, добившись доверия и хоть какого-нибудь внимания, малыша потихоньку заманивают за стол и вовлекают в более сложные занятия.

В любом случае, первичная цель тут одна — вытащить ребёнка из бесполезных занятий и действий и перевести его в целенаправленное поле деятельности.

Задания могут быть любыми, но если хочется конкретно проработать именно лобные доли, то стоит отдавать предпочтение играм на логику, внимание, память, развитие активной речи, мелкой и крупной моторики — именно они больше всего заставляют работать третий блок.

Если нет явных очаговых поражений мозга, чаще всего детское развитие страдает от нарушений в первом блоке.

Почему так? Потому, что эта область мозга развивается в первую очередь. Она является первоприёмником информации из окружающего мира. Если по каким-то причинам второй и третий блок получают отсюда неадекватную информацию, они начинают развиваться проблемно, создавая каскад нарушений.

Именно поэтому нейропсихологи стараются проработать все блоки, но обычно стартуют с самого «низа» развития, достраивая то, что не сформировалось должным образом само по себе.

По материалам вебинаров по нейропсихологии и интернет-источника: https://logopedprofiportal.ru/blog/520325