Новое в предупреждении и коррекции дисграфии

09.09.2019

Моторная недостаточность
в определении причин трудностей чтения и письма.

Учитель-логопед:
О.Р. Авербах

В настоящее время сложилась пагубная практика ставить всем, кто пишет безграмотно, допускает специфические ошибки в чтении и письме, имеет плохую память, диагноз дисграфия, дислексия.

Потому что классическая логопедия до сих пор учит, что главным признаком дислексии и дисграфии является наличие специфических ошибок в чтении и письме. 

НО!!! В документе Минпросвещения РФ от 8 февраля 2019 г. впервые отмечена причина нарушения чтения и письма моторная недостаточность!

Да, это совершенно верно, сегодня мало кто из педагогов, логопедов и родителей видят за специфическими ошибками в тетрадях ребёнка моторные трудности в письме. Для такого ребёнка обучение превращается в непреодолимые трудности!

Большинство логопедов при определении дислексии, дисграфии ориентируются на наличие специфических ошибок в чтении и письме.

Но, такая диагностика не дает эффективной коррекции, она длительна, некомфортна для ребёнка, а результат минимальный по сравнению с теми усилиями, которые были затрачены. Результат, как правило, неустойчивый и крайне нестабильный.

Уже в старшем дошкольном возрасте на диагностике причин трудностей с обучением мы наглядно показываем родителям, что ребёнку, которому трудно, тяжело и больно писать, уже не до контроля своих ошибок на письме. Он думает не о том, что пишет, а о том, как ему написать, чтобы хоть что-то появилось, похожее на образец.

Именно моторные трудности провоцируют у ребёнка полное игнорирование контроля над ошибками, и поэтому в письменных работах ребёнок допускает множество ошибок.

С чтением всё по аналогии – ребёнок со слабым артикуляционным аппаратом испытывает те же моторные трудности при переключении с одного звука на другой. Он может и видит текст нормально, но из-за моторных трудностей произношения и возникают множественные ошибки при чтении: перестановки, пропуски букв, недочитывания окончаний, угадывающее чтение. Всё это обычно списывают на дислексию, а у ребёнка всего-то моторные трудности переключения при произношении по причине слабых мышц артикуляционного аппарата.

Теперь стало ясно понимание того факта, что дислексию легко перепутать с другими трудностями овладения навыками чтения и письма. Правильная диагностика — вот что лежит в основе быстрой и эффективной коррекции нарушений в чтении и письме.

В данной статье использованы материалы https://dyslexia.ru/thanks-journal/1442