Песочница, песочница, а в ней песок, песок!

01.03.2018

(использование песочной терапии в логопедической работе с детьми)

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Песок… На вид мелкие крупинки. Ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы. А еще можно нарисовать на песке картину.

Все дети любят играть в песок. Каждый из нас не раз мог это наблюдать. А почему бы не использовать песок в коррекционной деятельности с детьми с нарушениями речи?

Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно.

Положительный эффект песочной терапии бесспорен и очевиден: позитивное влияние на эмоциональное состояние детей; положительная динамика в развитии образного мышления; тактильной чувствительности; зрительно-моторной координации; ориентировки в пространстве; сенсорно-моторного восприятия.

Сначала в основном мне приходилось комментировать песочные картины детей, но постепенно ребята сами начинают рассказывать о своих действиях в песочнице, и им все дольше и дольше по времени хочется играться в ней.
Мы используем в игры, не только предложенные взрослым, но и придуманные самими детьми.

Работа с песком не имеет возрастных ограничений, она актуальна как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.

Очень важно, что такая деятельность создаёт условия для психологической комфортности – работая с песком, дети не боятся сделать ошибки, любую неточность можно легко исправить – достаточно просто встряхнуть поднос, а значит, нет зажатости, страха сделать что-то не правильно.

Конечно, любой из используемых на занятиях материалов должен соответствовать определённым требованиям: безопасность, доступность, возможность длительного хранения, многофункциональность использования. Песок отвечает всем этим требованиям, да и приобрести его совсем не сложно. Перед использованием его лучше прокалить: нужно высыпать песок на жаропрочный поддон и поставить в духовку на 20 минут.

У меня в кабинете несколько вариантов работы с песком:

  • большой контейнер с невысокими бортиками, наполненный песком;
  • кинетический песок с разными формочками и большими пластиковыми поддонами;
  • кварцевый разноцветный песок (8 цветов) в контейнерах +индивидуальные подносы к ним;
  • песочница с подсветкой для рисования песком. Это недавнее приобретение для логопедического кабинета. Вокруг песочницы могут встать сразу несколько человек, что позволяет ребятам играть вместе, взаимодействовать друг с другом, договариваться, обсуждать, общаться.

Дополнением к разному виду песка является манная крупа. Но это уже другая история…