Задержка речи — станет ли ребенок нормальным? (Не путать с ЗПР!)

03.10.2021

Задержка речи — станет ли ребенок нормальным?

(Не путать с ЗПР!)

Учитель-логопед:

О.Р. Авербах

Что такое — задержка речевого развития (ЗРР)? Или даже — задержка психоречевого развития (ЗПРР)? Какие перспективы у детей с таким диагнозом? Возможен ли выход в норму? Смогут ли они учиться в массовой школе?

Такие вопросы очень часто задают родители детей с подобными диагнозами. Давайте разбираться.

ЗРР и ЗПРР.

Из самого обозначения этих двух состояний следует, что второе хуже, чем первое. В первом случае задержалась в развитии только речь, во втором уже — вся психика, в том числе и речь. Первично ли речь, вторично психика, или наоборот — уже дело десятое. Важно — что не только речь, ещё задержался и интеллект.

Задержка речевого или задержка психо-речевого развития — диагноз, который более чем корректно ставить ребенку до трехлетнего возраста. Задержку речевого развития, как правило, ставят неговорящим или плохоговорящим детям, понимающим речь, а задержку психоречевого — тем детям, у которых наблюдается и недостаточное понимание речи.

Задержка на то и задержка, что вполне может ещё, как говорится, рассосаться. А может обернуться и достаточно серьезным диагнозом вроде моторной алалии или интеллектуальной недостаточности.

До трёх лет о речи и интеллекте судить ещё трудно — и то, и другое только формируется. И если такой логопедический диагноз, как дизартрия, можно поставить уже в раннем возрасте, то алалию — нет. Алалия это нарушение речи в целом, а до трёх лет речевая система ещё только формируется, поэтому нельзя уверенно определить, задержалось или сломалось. А вот после трёх уже пора бы определиться.

Выносить окончательный вердикт в области нарушений интеллекта, пожалуй, и в три рановато, а вот диагноз ЗРР после трёх лет должен исчезнуть. Заменившись либо нормой при хорошем сценарии, либо общим недоразвитием речи или алалией при не самом лучшем.

Да и диагноз — ЗПРР тоже лучше бы конкретизировать как можно раньше. Потому что слово это — задержка — опасное слово, усыпляющее. Задержка — что-то такое, что обязательно само пройдет.

Но так бывает не всегда. Бывает, что пройдет, а бывает, что останется, и тогда заключение будет другим. И если специалист увидит, что задержка задержкой, а уже видно, что поезд едет не туда — лучше родителям, хотя бы намекнуть, что не всегда из задержки есть выход именно в норму. Бывает и наоборот.

Вот и ответ на вопрос о массовой школе. Если была задержка речевого развития, была и сплыла — да, конечно. Будет учиться, и возможно, даже неплохо. Сам факт наличия задержки в истории развития ребенка всегда должен быть сигналом для более тщательного наблюдения, отслеживания возникающих проблем. Но рассосаться действительно может, дети, бывает, очень резво стартуют после трёх лет, и догоняют норму.

Если диагноз ЗРР пофигурировал и после трёх лет, в четыре года, или даже в пять, а потом вроде бы понеслось — наблюдение должно быть более тщательным. За год перед школой неплохо бы пройти тестирование у логопеда и психолога, чтобы успеть помочь и подготовить ребенка к школьному обучению, закрыв его вроде бы не очень заметные дефициты, которые могут осложнить обучение в школе.

Если же была ЗРР, не рассосалась, а впоследствии был поставлен диагноз моторной алалии либо общего недоразвития речи — до массовой школы и далее ребенка довести тоже вполне возможно. Важно понимать в этом случае только, что сам — точно не дойдет.

Такому ребенку логопедическое и, возможно, психологическое сопровождение потребуется на протяжении всего дошкольного детства. А, возможно, и в школе тоже. И даже при постоянном сопровождении возможна такая ситуация, что до массовой школы все же не доползли, нужна адаптированная программа обучения.

Что же насчёт ЗПРР? Надо понимать, что состояние более серьезное, чем ЗРР. И даже если нет ещё трёх лет — ваш выбор постоянная поддержка и коррекционная работа. До тех пор, пока на тестировании не скажут — норма. ЗПРР проходит, не оставив следа, крайне редко. Тот случай, когда не расслабляемся, а берём ребенка за ручку и ведём по жизни. И в дошкольном возрасте, и в школе. Не тот случай, когда — само.