Как правильно и интересно провести экскурсию в детском саду

28.01.2019

Воспитатель: Одинцова К.В.

Дошкольный возраст очень важен для становления личности. Именно в этот период важно прививать малышам любовь к природе своего родного края, вызывать интерес к его культурным ценностям, социальным объектам. Помогут это сделать экскурсии, которые регулярно организуются в дошкольном учреждении. Эта особенная форма учебной и воспитательной работы даёт возможность проводить наблюдение за предметами и явлениями в естественных условиях. При этом у ребёнка развивается мыслительная деятельность и эмоциональная сфера.

Специфика экскурсии как одной из форм познавательной деятельности в ДОУ

Экскурсия — особая форма образовательной деятельности в дошкольном учреждении, которая имеет свои важные особенности формы и содержания.

Классификация экскурсий, проводимых с воспитанниками детского сада

Экскурсии, проводимые с дошкольниками, можно классифицировать по ряду критериев.

  1. По содержанию. Это природоведческие и посещение социальных объектов (с целью ознакомления с трудом взрослых и достопримечательностями своего родного края). Помимо того, экскурсии бывают обзорные и тематические: военно-исторические и производственные, искусствоведческие и посещение уникальных природных памятников.
  2. По форме проведения. Различаются учебные и прогулочные экскурсии. В первом случае географический материал родного края используется для изучения определённой темы в рамках занятий по ознакомлению с окружающим. Прогулочные — это обычно природоведческие экскурсии, сочетающиеся с отдыхом на свежем воздухе (на территории ДОУ, рядом расположенного сквера или парка), при этом много времени отведено самостоятельному общению ребят с объектами природы.
  3. По составу участников. Перед проведением мероприятия воспитателю следует продумать, сколько детей целесообразно вовлечь в конкретную экскурсию. Причём, чем моложе воспитанники, тем более малочисленным должен быть коллектив.
  4. По месту проведения. Это городские, загородные, музейные, а также заочные (виртуальные, с использованием видеосюжетов) экскурсии.
  5. По характеру передвижения. Экскурсии бывают пешеходные, транспортные, а также комбинированные. Пешеходный вариант позволяет дошкольникам более глубоко исследовать объекты, ощутить себя полноценными участниками событий. Выбранный путь при этом должен составлять 2–5 км (в зависимости от возрастной группы детей). Время, проведённое в дороге воспитанниками средней группы, не превышает 30 минут, соответственно в старшем дошкольном возрасте — не более 40–50 минут. Конечно же, обязательно учитываются погодные условия и особенности дороги.

Цели проведения экскурсий в ДОУ

Экскурсия как особая форма образовательной деятельности решает три группы задач.

  1. Образовательные. Дошкольники получают конкретные новые знания по определённой теме, расширяя свой кругозор.
  2. Развивающие. Все виды экскурсий совершенствуют мыслительные операции (анализ, синтез, умение обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и пр.), а также формируют у ребёнка внимание, наблюдательность (психическая деятельность сосредоточена на определённом объекте), сенсорные способности, воображение.
  3. Воспитательные. Данный вид деятельности способствует формированию у воспитанников ДОУ нравственно-патриотических и эстетических чувств, развивает эмоциональную отзывчивость.

Актуальные педагогические приёмы

Во время проведения экскурсии воспитатель детского сада использует особые педагогические приёмы и методы. Экскурсия проводится живо и увлекательно, педагогу следует избегать формального учения. Дети должны усваивать знания непринуждённо, даже не догадываясь об этом. В отличие от традиционной формы занятия демократический стиль общения воспитатель заменяет на более мягкий и доверительный.

Содержание экскурсии обязательно должно соответствовать возрасту и интересам детей. Количество объектов, на которых акцентируется внимание, должно быть ограничено. Так, в младшей группе на природоведческой экскурсии стоит сосредоточиться только на чём-то одном, например, весной рассмотреть первую пробивающуюся из-под земли травку. В среднем дошкольном возрасте на аналогичной прогулке внимание обращается и на травку, и на набухшие почки у деревьев и кустарников, и на проталины. Воспитанникам же старшего дошкольного возраста можно дать задание исследовательского характера: найти в парке или на участке все признаки весны и затем отразить их в рисунке.

Сведения не должны быть общеизвестными (ребятам будет скучно), но и не совсем оторванными от детских знаний. При восприятии информации и впечатлений педагог внимательно следит за реакцией дошкольников, чтобы избежать переутомления.

Способы поддержания внимания

  1. Шутки. Это может быть забавное четверостишие. Можно вспомнить смешной эпизод из мультфильма.
  2. Элементы ритуала (актуально для экскурсий на военно-историческую тему, но можно использовать и в природоведческих). Например, на мемориале, посвящённом событиям Великой Отечественной войны, педагог предлагает устроить торжественную минуту молчания. Или при входе в лес ребята говорят волшебные слова, чтобы он раскрыл им свои тайны.
  3. Смена деятельности (после рассматривании памятника педагог предлагает воспитанникам подготовительной группы прочитать надпись на мемориальной доске, в парке после созерцания красоты природы он просит ребят сравнить форму иголок сосны и ели).

К такому ответственному мероприятию воспитатель всегда готовится заранее, продумывая, в том числе речевые формы, которые будут использоваться. Следует наметить вопросы, которые будут побуждать ребят рассматривать объект, сравнивать его с другими, устанавливать связи.

Первоначальный образ на экскурсии создаёт чувственное восприятие. Педагог прикрепляет к нему слово, т. е. наполняет конкретным содержанием. Таким образом, при получении впечатлений происходит и обогащение словарного запаса воспитанников.

Педагог должен учитывать, что если в процессе исследования задействовать все органы чувств ребёнка, то его знания будут более прочными. Поэтому ребята не просто рассматривают исследуемые объекты и слушают рассказ воспитателя о них, но и по возможности дотрагиваются до них руками (тактильное исследование).

Очень важно в течение двух-трёх дней после проведения экскурсии закрепить у дошкольников полученные знания и впечатления. Это может быть рисование, рассматривание фотографий, беседа или дидактическая игра по теме. Например, после экскурсии в осенний парк ребятам можно предложить дидактическую игру «С чей ветки детки»: установить соответствие между листочком дерева и его плодами (дуб — жёлудь, берёза — «серёжки» и веточка ели — шишка и т. д.) При этом материал может быть в виде картинок, но лучше если он будет природным. После экскурсии на какое-то предприятие следует развить профессиональную тему и провести круглый стол на тему «Где работают мои родители», где дошкольники обсуждают достоинства и трудности разных профессий. После посещения библиотеке удачная идея — провести презентацию любимой книги, где каждый ребёнок расскажет о своих предпочтениях в литературе.

Конечно, экскурсия сама по себе очень увлекательная деятельность, которая обычно вызывает у дошкольников радость. Однако никогда не помешает создать у ребят дополнительную мотивацию. Накануне мероприятия педагог может объявить детям, что после посещения парка, музея, библиотеки или другого места будет устроен конкурс рассказа либо рисунка по теме экскурсии.

Организационные моменты

Конечно, экскурсию организовать труднее, чем традиционное занятие в группе. Успех её зависит от подготовки педагога и детей. Воспитатель заблаговременно продумывает все моменты мероприятия (включая время, проведённое в пути), решает, брать ли с собой помощника (няню, методиста, другого педагога, кого-либо из родителей). Также он заранее осматривает место экскурсии и, если необходимо, готовит оборудование (например, корзинки для посещения парка, альбомы для зарисовок). Хорошо привлечь ребят к подготовке необходимого снаряжения (например, изготовить те же корзинки из картона) – это поможет возбудить интерес к предстоящему мероприятию.

Также имеет значение правильно выбранный путь к объекту наблюдения: он не должен быть утомительным и отвлекать ребят от планируемой цели.

Готовясь к предстоящей экскурсии, педагог заранее сообщает дошкольникам, куда они отправятся и зачем. Также необходимо обсудить с детьми вопросы культуры поведения в незнакомом месте.

Воспитатель обращает внимание и на одежду воспитанников — она должна соответствовать времени года и погоде.

Особенности проведения экскурсий в разных возрастных группах

Каждая возрастная группа имеет свои особенности проведения экскурсий. Например, в младшем дошкольном возрасте такие мероприятия проводятся только внутри детского сада (знакомство с его внутренним устройством и экскурсии по участку), и лишь со второй половины года планируются короткие посещения близлежащего парка или луга.

! Во второй младшей группе практикуются экскурсии в пределах территории детского сада

В среднем и старшем дошкольном звене практикуются самые разные природоведческие экскурсии и посещения социальных объектов родного края. Оптимально проводить такую работу ежемесячно.

Число детей, принимающих участие в экскурсии, опять-таки зависит от их возраста: чем младше ребята, тем малочисленнее должен быть их коллектив. Так, в младшем дошкольном звене целесообразно проводить мероприятия с подгруппой из 6–12 человек с примерно одинаковым уровнем развития.

Что касается приёмов проведения экскурсии, то при работе с малышами они носят в основном наглядно-действенный характер. В более старшем возрасте больше внимания уделяется доносимой до детей информации.

Начиная со средней группы, воспитатель обязательно проводит анализ экскурсии после её окончания. Ребята подводят итоги познавательной деятельности (что касается средней группы, то детям в этом помогает педагог), дают ей эмоциональную оценку.

Виды экскурсий с детьми дошкольного возраста

В зависимости от объектов посещения можно выделить различные виды экскурсий в ДОУ.

Природоведческая экскурсия

Природоведческой экскурсии нацелена на то, чтобы познакомить дошкольников с миром природы, накопить у них представления о различных её объектах. Такие мероприятия обычно ставят перед детьми конкретные задачи. Приведём некоторые примеры:

  • познакомить с первыми весенними проталинами;
  • рассмотреть пробивающуюся из-под земли травку;
  • рассмотреть сосульки, проанализировать их цвет, размер, структуру;
  • выяснить, какие насекомые обитают на лугу;
  • собрать шишки, отличая при этом сосновые от еловых;
  • увидеть настоящий ручей.

Тем не менее, каждая прогулка на природу даёт ребятам массу впечатлений и вопросов для размышления, не предусмотренных планом.

Природоведческая экскурсия, как правило, имеет определённую структуру:

  • вступительная беседа;
  • совместное с воспитателем наблюдение за объектами природы;
  • самостоятельное наблюдение дошкольников;
  • сбор природных материалов (зависит от времени года);
  • игровые действия с собранным материалом;
  • подведение итогов экскурсии.

Знания, приобретённые в ходе природоведческой экскурсии, обязательно впоследствии нужно закреплять на занятиях в группе, в дидактических играх. что касается собранного материала, то он размещается в уголке природы: цветочки ставятся в вазы, растения же можно посадить в горшочки, шишки, каштаны и жёлуди складываются в контейнеры (позднее их можно использовать для создания поделок).

Достоинство природоведческой экскурсии в том, что она знакомит дошкольников с объектами природы в их естественной обстановке. Такие прогулки развивают стремление познавать окружающий мир, воспитывают у ребят эстетические чувства, умение видеть и беречь красоту природы.

Конкретные маршруты природоведческой экскурсии — это прогулки по территории детского сада (преимущественно в младшем дошкольном возрасте), целевые прогулки по родному городу или посёлку (когда акцент ставится именно на окружающую природу), поход в близлежащий парк, сквер, на луг, поле или к водоёму (реке, пруду, озеру).

Постепенно из различных экскурсий у ребёнка складывается целостный образ природы родного края, Малой Родины.

Экологическая экскурсия как разновидность природоведческой направлена на установление разного рода связей в мире природы:

  • между органами живых существ (растений и животных) и выполняемых ими функциями;
  • между особенностями образа жизни организмов и средой, где они обитают;

Посещение музеев и памятников

Музейные экскурсии приобщают дошкольников к миру культурных ценностей, а также к истории родного края. Они способствуют формированию художественного вкуса, ведь, ребята не просто воспринимают красоту произведений искусства, а дают им эстетическую оценку (речь, в первую очередь, идёт об искусствоведческих экскурсиях).

Музейная педагогика приобщает детей и к красоте народного быта. Кстати, музеи русской избы создаются во многих дошкольных учреждениях. Это очень полезно для воспитания в дошкольниках патриотизма и трепетному отношению к культуре своего народа. Всегда интересно проходят посещения музеев народных промыслов (ведь, ребята затрагивают эту тему на занятиях по изобразительному творчеству в детском саду).

Чтобы мир музейных экспонатов стал для ребёнка доступным и значимым, педагоги ДОУ должны тесно сотрудничать с музейными работниками. Это позволит ребятам проникнуться такими сложными темами, как, например, история Великой Отечественной войны. Воспитывать у ребят патриотические чувства и интерес к военному прошлому своего родного края помогают экскурсии на исторические памятники и мемориалы.

Экскурсия на производство с дошкольниками

В старшем дошкольном звене можно организовывать производственные экскурсии. Это развивает у детей интерес к разным профессиям, воспитывает уважительное отношение к труду работников заводов, фабрик и прочих учреждений.

Производственные экскурсии очень важны и в патриотическом плане: дети начинают гордиться своим городом и страной. Ведь, некоторые заводы работали ещё в годы Великой Отечественной войны, люди думали о том, как помочь своему народу. Посещения современных молодых предприятий воспитывает в ребятах интерес к разным профессиям, желание хорошо учиться, чтобы в будущем трудиться в родном регионе.

Экскурсия в библиотеку

Детские сады традиционно сотрудничают с библиотеками. Цель такого взаимодействия — пробуждать в детях интерес к чтению, познанию новой информации, раскрытию своих предпочтений. Экскурсии в «дом книги», как правило, проводятся с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет).

Обычно библиотекари используют для таких встреч нестандартные сценарии: устраивают викторины, круглые столы, презентации, мини-спектакли с участием сказочных персонажей. В результате таких мероприятий большинство дошкольников выказывают желание прийти в библиотеку ещё раз вместе с родителями, записаться, чтобы брать книги домой.

Перед каждой экскурсией воспитатель беседует с ребятами о культуре поведения в библиотеке: разговаривать здесь можно только шёпотом, внимательно слушать библиотекаря, с книгами обращаться очень осторожно.

Чтобы ещё больше заинтересовать детей посещением библиотеки, воспитатель продумывает мотивацию: например, сообщает, что так хотелось прочитать им одну книгу, но её нет в группе, и она не продаётся в магазине. А в библиотеке такое издание как раз есть.

Также для поддержания интереса к «дому книги» полезно проводить анкетирование среди родителей (чтобы выяснить, читают ли они своим детям книги, учитывают ли мнение ребёнка при покупке нового издания), устраивать семейные конкурсы на изготовление «книжки-малышки» в подарок воспитанникам младших групп

Экскурсия по детскому саду

Пожалуй, самая первая экскурсия, которая предлагается дошкольникам (обычно воспитанникам второй младшей группы), — это путешествие по своему детскому саду. Данная прогулка учит малышей ориентироваться в помещении, знакомит со структурными подразделениями учреждения, воспитывает доброе отношение к сотрудникам и уважение к их труду.

Обычно детям показывают кухню, медицинский кабинет, прачечную (можно также ненадолго заглянуть в кабинет заведующего). На кухне внимание дошкольников обращается на вкусные запахи, ребята рассматривают различные атрибуты повара (предметы посуды, духовой шкаф, плиты, мясорубка, весы для взвешивания продуктов и пр.). Педагог с ребятами обязательно благодарят сотрудников за вкусную еду, которую они ежедневно для них готовят.

В медицинском кабинете малыши знакомятся с работой медицинской сестры. Она показывает им различные инструменты, лекарства, приборы для взвешивания и измерения роста. Также можно научить ребят, как правильно обрабатывать ранку.

Чтобы заинтересовать дошкольников путешествием по детскому саду, педагог продумывает соответствующую мотивацию, например, показывает письмо от сотрудников, которые приглашают детей в гости. Перед посещением кабинета медсестры, можно прочитать детям стихотворение «Прививка» С. Михалкова, организовать с ними сюжетно-ролевую игру «Больница».

Экскурсия в школу

В подготовительной группе часто устраиваются экскурсии в школу. Ведь, ребята, конечно же, стремятся побольше узнать о предстоящей им жизни ученика. Дети знакомятся с такой важной для общества профессией учителя, исследуют внутреннее устройство школы, узнают, как вести себя в этом заведении. Дошкольники стремятся как можно скорее стать взрослыми, поэтому у них, наверняка, вызовет восторг предложение учителя присесть за школьные парты.

Накануне посещения школы воспитатель предлагает ребятам для рассматривания картинки на эту тему, показывает им портфель им различные канцелярские принадлежности, рассказывает интересные случаи из своей школьной жизни.

Другие варианты экскурсий

Педагог может организовать для своих воспитанников и прочие варианты интересных экскурсий. Это может быть посещение почты (где дети увидят, как сортируют и хранят посылки), пожарной части (ребята узнают устройство пожарной машины, смогут примерить атрибуты пожарного), супермаркета (как вариант занятия по экономическому воспитанию), прогулка к близлежащему перекрёстку (с целью закрепить правила дорожного движения) или просто путешествие по соседним улицам с определённой целью (например, поговорить об истории зданий).

Картотека экскурсий

В соответствии с видами экскурсий воспитатель формулирует их темы.

Вторая младшая группа

  1. «Путешествие по детскому саду», «В гости к поварам», «Знакомство с медицинским кабинетом».

  2. Экскурсии по участку детского сада: «Первая травка», «Наша красивая клумба», «Осенний наряд деревьев».

Средняя группа

  1. «В гости к обитателям луга», «Наше озеро», «Прогулка к реке» (цель: показать отличительные особенности каждого вида водоёма), «Прогулка в зимний день», «Весеннее путешествие», «Осень на участке» (цель: показать ребятам несколько признаков каждого времени года).

  2. «Прогулка к светофору», «Путешествие к перекрёстку».

  3. «Прогулка в супермаркет» (цель: показать дошкольникам отличие супермаркета от обычного магазина, где нет самообслуживания).

Старший дошкольный возраст

  1. «Золотая осень в парке», «Разгулялся день весенний», «Зимняя сказка» (цель: найти признаки каждого времени года в парке, сквере, на участке), «Мы друзья природы» (цель: показать на конкретных примерах, как человек может помогать природе, например покормить птиц или рыбок в водоёме).

  2. «Дом, где живут книги» (экскурсия в библиотеку).

  3. «Как устроена почта».

  4. «В гости к пожарным».

  5. «Знакомство со школой» (как вариант «В гости к учителю», «Скоро в школу»).

  6. «Экскурсия в краеведческий музей», «Добро пожаловать в музей русской старины», «Экскурсия в музей воинской славы» (как вариант «Вспоминая годы Великой Отечественной войны»), «»Экскурсия к памятнику», «Где живут картины» (экскурсия в картинную галерею).

Экскурсии — важная часть педагогического процесса в ДОУ. Для детей это не просто интересное времяпрепровождение, но и образовательная деятельность, развивающая мышление, формирующая эмоциональную сферу, тренирующая также и физическую выносливость. За счёт наглядности и доступности в процессе экскурсии ребята незаметно для себя усваивают новые знания и получают массу положительных эмоций. В результате у дошкольников воспитываются эстетические чувства, уважение к чужому труду, гордость за свою малую Родину, стремление оберегать природу.