ЛЕВША В МИРЕ ПРАВОРУКИХ.

10.02.2018

Воспитатель: Одинцова К.В.

В наше время, когда ребёнок получает огромное количество информации, которая, как правило, имеет символическую форму, когда буквы. Цифры, ноты, схемы подавляют образное мышление, почти не оставляют места для живой и спонтанной игры, может произойти ранняя стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому — образному, творческому.

Американский педагог И Соньер недаром говорил: « обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие, обучая правое полушарие- вы обучаете весь мозг!»

С этими проблемами, прежде всего, сталкиваются леворукие дети, у которых доминирует правое полушарие. КАК ПОМОЧЬ ИМ? Ведь наш обычный праворукий мир для левшей сложен. Им нелегко адаптироваться к нему, но не дошкольные ни школьные образовательные учреждения обычно не затрудняют себя индивидуальным подходом в глубоком смысле этого слова, к левшам, а стремятся «перекроить» их на свой лад. Поверьте, горько и больно видеть детей –левшей, которые в угоду взрослым стараются «быть как все». А зачастую это интересные, неординарные дети. Взрослым надо лишь проявить терпение, понять их, и тогда скорей всего мы получим результат, которого даже представить себе не могли.

Для этого существует много методов. В помощь воспитателям и родителям предлагаем комплекс коррекционных и креативных игр для детей 3- 4 лет, которые можно включать в занятия с любой деятельностью, а можно проводить отдельно. Навыки, полученные в ходе предлагаемых игр, надо обязательно закреплять путём повторения, и здесь большую помощь своим детям могут оказать родители: они обращаются к ребёнку с просьбой научить их новой игре, ребёнок берёт на себя роль ведущего и сам контролирует действия «учеников», что способствует развитию у него уверенности.

КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННЫХ ИГР ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕВШЕЙ.

  1. «ВОЗЬМИ ПРЕДМЕТ»
    Цель: учить развивать внимание, умение различать правую и левую руки.
    Ход игры. Перед ребёнком разложены различные игрушки. По команде взрослого он берёт в правую(левую) руку названный предмет, называет своё действие
  2. «НАКРОЙ ЛАДОШКОЙ»
    Цель: развивать умение различать правую и левую руки, моторно – слуховую память.
    Ход игры. На столе перед ребёнком лежат картинки. Взрослый предлагает ребёнку накрыть ладонью правой руки одну картинку, а левой — другую. Ребёнок называет то, что лежит у него под правой и левой ладонями.
  3. «НАОБОРОТ»
    Цель: развивать произвольное внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов, совершенствовать умение различать правую и левую части тела.
    Ход игры. Педагог или родители дают какую-либо команду для движения левой или правой части тела, а ребёнок выполняет всё наоборот. Если ребёнок справляется с одной командой, то ему дают две — три команды и следят за последовательным их выполнением.
  4. «ПОСТРОЙ ЗАБОРЧИК».
    Цель: снижать возбуждённость, развивать умение сосредотачиваться и концентрировать внимание, ориентироваться на плоскости бумаги.
    Ход игры. Родители предлагают ребёнку лист бумаги, на котором проведена горизонтальная линия. Ребёнок должен разложить счётные палочки (спички, карандаши) на линии в заданном родителями направлении.
  5. «ГДЕ У ТЕБЯ».
    Цель: отрабатывать умение различать правую и левую части тела, соотносить правую и левую стороны на разных предметах.
    Ход игры. Ребёнок выполняет команды взрослого. Покажи где у тебя правый (левый) глаз. Покажи правый (левый) глаз у куклы. Посмотри в дырочку правым глазом, закрой левый глаз. Где у тебя правая рука, левая нога, правое ухо, левое плечо, правое колено и т.д.
  6. «РАЗЛОЖИ ПРЕДМЕТЫ»
    Цель. Закрепить умение определять пространственное положение предметов по отношению к самому себе и другим предметам, развивать произвольное внимание, слуховой анализатор, умение различать «право-лево».
    Ход игры. Ребёнку предлагают набор предметов или игрушек(8-10шт), он называет их, выкладывает в ряд слева направо, затем перемешивает и выкладывает справа налево. Педагоги или родители предлагают разделить все предметы на две группы: одну положить справа от себя, другую слева. Назови, что находиться справа от тебя, что слева. Сделай так, чтобы (называет предмет) был у тебя справа (слева). А теперь расположи предметы в ряд и скажи, что находиться справа (называет предмет) и слева. Положи (называет предмет) справа, слева, между (называет два предмета).
  7. «ГДЕ, ЧТО?»
    Цель: учить определять пространственное расположение предметов по отношению к ребёнку, развивать произвольное внимание, дифференсацию «право-лево».
    Ход игры. Педагог или родитель предлагают ребёнку ответить на следующие вопросы: «скажи, что у тебя справа (слева)? Встань так, чтобы справа от тебя было…, а слева…. Что будет слева от тебя, если справа находится…?
  8. «НАЙДИ СЕРЬГУ».
    Цель: продолжать совершенствовать координацию левой и правой частей тела, развивать произвольность внимания, движения, а также самоконтроль и моторно — слуховую память.
    Ход игры. Ребёнку предлагают набор бутафорских серёг (2-3 пары). Родитель говорит: « Надень серёжку… цвета (формы) на левое (правое) ухо. Расскажи, что ты сделал. Надень одинаковые серьги на оба уха. Надень разные и расскажи, где какая».
  9. «ПУТАНИЦА»
    Цель: продолжать отрабатывать умение различать правую и левую части тела. Развивать моторно – слуховую память
    Ход игры. Ребёнок выполняет команды взрослого: «Достань правой (левой) рукой рот, лоб, живот, правые (левые) ухо, глаз, руку, плечо, ногу.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ.

Леворукость не определяется, как патология и для беспокойства нет причин.

Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или не желания, а от особой организации высших психологических функций.

Владение ребёнком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.

Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (перинатальный период).

Переучивать леворуких детей не следует, т.к. принудительное изменение доминантности ведёт к нежелательным последствиям. Переучивание ребёнка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, вялость, невротические реакции, энурез, заикание).

У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудности в формировании навыков письма.

Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку. Так как писать в школе ребёнок будет именно ею.

Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.