Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Речевой негативизм. Что это?

Логопед:
О.Р. Авербах

Недавно ко мне обратилась за советом мама ребенка среднего дошкольного возраста. Того, что она мне рассказала, стало достаточно, чтобы предположить, что у девочки все признаки речевого негативизма. Что же это такое?
Обычно о речевом негативизме родители узнают на приеме у невролога. Думаю, что многим будет полезна данная информация.
Речевой негативизм — это частичный или полный отказ от речи ребенка (характерен при ЗПР — задержке психического развития, ЗРР -задержке речевого развития, РАС –расстройствах аутистического спектра, алалии, заикании).
Зачастую негативизм активируется по причине чрезмерных требований к ребенку.
Слова «скажи, повтори, покажи» могут побудить речевой негативизм.
Например, если в течение дня вы постоянно «пристаёте» к ребенку со словами «скажи, повтори, покажи, посмотри», ваше чадо на такие требования может отреагировать протестом (истерикой) или игнорировать вас. Такого рода особенность, конечно же, затрудняет и домашние занятия, и занятия с педагогами.
Инструкции для малоговорящего ребенка должны быть простыми, не пытайтесь строить сложных предложений, это перегружает мозг ребенка.
Наверное, нет такой мамы, которая не говорила бы фразу «У нас полно игрушек, куда их все девать?»
Если ваш ребенок не говорящий и с неврологическим диагнозом, то это многообразие игрушек — огромный плюс, так как ребенок не может долго играть с одной игрушкой.
Конечно же, дети все чувствуют и понимают, когда вы начинаете злиться, если не получаете отдачи от ребенка. Поэтому возьмите себя в руки.
Не ребенок вас должен понимать, а вы его!!!
Только позитивный настрой, и ровный спокойный тон. Повышать громкость голоса ни к чему, этим вы только затормозите ребенка.
Разбудите в себе вашего внутреннего ребенка. Создайте атмосферу веселья вашему малышу. Поваляйтесь с ним на диване, в детской палатке, покидайтесь подушками (желательно не большими, чтобы не разнести весь дом и не покалечить свое чадо), слегка пощекочите его.
Речевой негативизм нам совсем не нужен, поэтому нужно постараться пресечь его проявление.
Что нужно предпринять,
если сложилась подобная ситуация в вашей семье?
1. Сходить на консультацию к логопеду.
2. Исключить слова-просьбы: «скажи», «повтори», «неправильно» и т.п.
3. Играть с ребёнком в простые игры в непринуждённой форме. Игры должны быть непродолжительными (3-5 минут), т.к. малыш не может долго концентрировать внимание. Важно подбирать игры, опираясь на предпочтения ребёнка. Он должен хотеть играть в них.
4. Во время игры оречевлять каждое свое действие и действие ребёнка, но не просить повторить.
Очень хорошо в процессе игры использовать диалог. Не просто постоянно называть предметы и действия, а задавать ребёнку вопросы, делать паузы, давая ему понять, что он должен отреагировать, что пришла его очередь.
Если малыш, в силу своих речевых возможностей, пока не может ответить, выдержав паузу, нужно ответить на свой вопрос самим.
5. Говорить с малышом кратко, понятно: предложениями, состоящими из 2-3 слов.
6. Исключить электронную речь (гаджеты, говорящие игрушки).
7. Искренне хвалить ребёнка за каждое достижение.

Самая главная наша задача – вызвать у ребёнка желание говорить.

Дата обновления страницы: 13.02.2022

Решаем вместе
Проблемы с госуслугами?

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122