Родительская любовь и …задержка речевого развития у детей

11.01.2020

Консультация для гиперзаботливых родителей.

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Тот факт, что количество неговорящих детей неуклонно растет, уже ни для кого не секрет. В любой специальной литературе можно найти и объяснение, и рекомендации  для преодоления этого «явления».

Логопеды предлагают другой подход к проблеме и  объясняют, как родительская любовь может привести к задержкам речевого развития у детей.

Универсальной причины, объясняющей задержку речи у современных детей, нет. Но определенно можно сказать, что в основе любой проблемы всегда будут две составляющие — биологическая и социальная. И родительское влияние на ребенка с самого раннего детства — всегда ключевой фактор его развития. Тревожные, заботливые, любящие родители  приводят на занятия к логопеду своих детей с единственным желанием — помочь.

Но парадокс заключается в том, что, сами того не понимая, взрослые «закрепощают» речевое развитие своего ребенка. Почему?

Гиперопека.

Любовь  мамы столь всеобъемлющая, что она понимает своего сына без слов. В этом и заключается ответ на вопрос «Почему ребенок не говорит?».

Ребенку слова не нужны, в них нет никакой надобности. Родители предугадывают желания малыша. Они не дают ему даже попытки самостоятельно ответить на вопрос. Но хуже того, что через какое-то время вопросы просто перестают возникать.

Тревожность.

Мама с момента рождения малыша пребывает в панике, что ребенок может когда-нибудь подавиться. Она перемалывает, трет на терке любую пищу. Даже котлеты. Малыш никогда не держал в руках морковь, не грыз яблоко. Он никогда не сосал леденец. У ребенка элементарно не развиты мышцы речевого аппарата. Он вообще не понимает, как они должны работать, как ими пользоваться. Он просто физически не может говорить.

Ревность родителей.

«Пойдем-пойдем, не бойся, тебя здесь никто не обидит», — мама ведет на занятия к логопеду маленькую дочь. И уже после занятий: «Ты моя бедная, иди, я тебя пожалею».

Чужой человек — потенциальное зло. «Он может обидеть» звучит на грани «он обязательно бы обидел, но мама берет ситуацию под контроль». Фраза после занятий «иди, я тебя пожалею» убеждает ребенка в правильности своих подозрений. Малыш непроизвольно считывает: если здесь мама его защищает — значит, там его обижали.

Такой ребенок не сможет набраться опыта социализации, из лучших родительских побуждений он не допущен к общению. Занятия по развитию речи, конечно, пойдут ребенку на пользу, но не в том объеме, в котором хотелось бы взрослым.

Заниженная самооценка родителей.

Логопед просит ребенка выполнить задания. Не успевает мальчик обвести карандашом круг, как папа кидается к нему на помощь: «Не так делаешь, надо так». Попытка выполнить следующее задание также проваливается: «Опять не то, разве не видишь? Надо вот так».

Родители с низкой самооценкой (а это именно она!) неумышленно считают, что их собственные способности (не рисовать, конечно, — воспитывать) оцениваются через призму того, насколько хорошо их ребенок умеет справляться с заданием. Они подсознательно сливают в одно целое себя и своего малыша. И несовершенная речь ребенка в представлении таких родителей — не что иное, как проявление «некачественной» работы, прежде всего их собственной. Такие родители все берут на себя: подсказывают, помогают, доделывают. В итоге ребенок перестает развиваться, теряет интерес к познанию, собственному опыту. Сначала оказывается в ситуации неуспеха, потом — безразличия к ней.

Психологическое запугивание.

Мама рассказывает логопед, что четырехлетний мальчик не говорит, заторможенный, стеснительный. В другом случае  папа сопровождает действия  ребенка словами: «Ты что глупый? Не понимаешь?».

Отец ребенка не только в него не верит, но и утверждается за его счет. Делает это грубо. Ребенок, конечно, имеет право в 4 года многого не понимать, не уметь, не знать. Но при таком подходе он и не захочет ничего ни понимать, ни оспаривать свои права. Его единственное желание — забиться в угол.

Протест из-за чрезмерного давления со стороны взрослых.

«Скажи…»,«Повтори…» Обычно такой «педагогический» прием присутствует там, где уже проявились признаки задержки речевого развития. В основе такого поведения в данной ситуации родственников лежит желание научить ребенка разговаривать. Однако ребенок, не владеющий навыком речи, которого бесконечно «тюкают» заходом «скажи-повтори», может выразить свой протест одним единственным способом — молчать. В логопедии такое речевое «замыкание» ребенка называется «речевой негативизм». Научить потом детей с речевым негативизмом разговаривать очень трудно.

Соска, памперс.

Ребенок, начиная познавать мир, задает вопросы. Расстроенный ребенок плачет. Голодный, уставший — кричит в голос. Однако не все родители согласны это терпеть. И соска в такой ситуации — простой и удобный способ сохранить собственные нервы. Как памперс. И как в дальнейшем телевизор или гаджет.

Ребенок, начиная познавать мир, пробует его на вкус (иначе выражаясь, все тянет в рот). Выход? Все та же соска.

Для того чтобы малыш не мешал, ему искусственно затыкают рот. Рассчитывать в этой ситуации на то, что он вовремя начнет говорить, как минимум нелогично.

Игра — необходимая стадия и непременное условие правильного развития ребенка. Он должен вступать в коммуникацию с окружающими. Не через родителей — сам. Тогда у него возникнет потребность в речи.

По материалам сайта Летидор.