У ребенка аутизм…

17.05.2019

Консультация для родителей и педагогов.

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

К большому сожалению, в настоящее время в своей практике мы все чаще встречаемся с детьми – аутистами. Ранний детский аутизм — медицинский диагноз, поэтому его может поставить лишь детский психоневролог.

Родители  детей-аутистов часто пытаются найти ответ на вопрос, почему это случилось именно с их ребенком, а также можно ли было этого избежать во время беременности или после рождения малыша. Принято считать, что аутизм является следствием нарушения развития мозга, хромосомных аномалий или их генных мутаций.

Детей с аутизмом легко узнать по взгляду, как бы погруженному в себя, монотонности речи или ее отсутствию, несколько стереотипным движениям. Это особые дети, ничем не хуже других, которые не могут найти связь с внешним миром.

Единого метода лечения аутизма у детей на сегодняшний день нет, большинство методик направлено на улучшение функционирования центральной нервной системы ребенка. Это подразумевает постоянные занятия с малышом, на помощь родителям могут прийти педагоги, психологи, логопеды.

Родителям нужно помнить, что ребенок с аутизмом, как и любой другой – это индивидуальность, поэтому обучение нужно строить, учитывая общие рекомендации, а также имея в виду специфические реакции ребенка.

Прежде всего, нужно соблюдать режим, поскольку дети-аутисты очень болезненно воспринимают любые действия, которые выходят за рамки привычных. Заниматься с детьми нужно ежедневно, только регулярность может принести результаты. Начинайте с 5 минут, постепенно доведите время занятий до 2-3 часов в день с небольшими перерывами.

Крайне важно научить ребенка слову «стоп», ведь он может не замечать подстерегающих его опасностей – например, может переходить улицу прямо перед машиной или притрагиваться к горячим предметам. Если малыш будет знать слово «стоп», вы можете уберечь его от многих травм.

Не стоит избегать общества других детей, ребенок может посещать садик, проводя в группе хотя бы 2-3 часа в день.

Очень важно отвлекать малыша от бессмысленных, стереотипных движений, например, с помощью танцев или прыжков на месте.

Как можно больше беседуйте с ребенком, даже если он остается безучастным, маме и папе необходимо иметь в виду, что малыш нуждается в общении даже больше других деток.

Не забывайте о том, что любой человек нуждаются в уединении, в том числе и дети с аутизмом. Поэтому нужно сделать для ребенка какой-нибудь «тайный» уголок, где ему никто не будет мешать.

Дети с аутизмом часто любят кататься на качелях, это увлечение поможет развить вестибулярный аппарат ребенка.

Соблюдайте осторожность в общении ребенка с домашними питомцами, поскольку дети-аутисты по отношению к животным могут быть настроены агрессивно. Прежде чем завести домашнего любимца, подарите крохе мягкую игрушку.

Желательно посещать с ребенком различные центры для детей-аутистов, чтобы получить информацию о новых методиках лечения болезни и коррекции поведения.

Обязательно найдите хорошего врача-психиатра, который будет отслеживать особенности ребенка и динамику развития. Также необходимо правильно подобрать медикаментозную терапию. Затем вместе с врачами и детским психологом необходимо разработать индивидуальную программу лечения и корректирующего воспитания. Главное — проявлять терпение, доброту и всегда твердо верить в успех.

Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность.

Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего внимания.

Когда аутичный ребенок всецело чем-то занят (например, разглядывает себя в зеркале), можно осторожно подключать речевое сопровождение, «забывая» называть предметы, которых касается ребенок, Это провоцирует неговорящего кроху преодолеть психологический барьер и сказать нужное слово.

Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из кубиков — «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги «устроим салют».

При «лечении игрой» желательно использовать игры с четко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и игра для него была неким ритуалом, который так любят маленькие аутисты.

Поскольку аутистам трудно различать по мимике эмоции других людей, не говоря уже о своих собственных, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых понятная мимика.
Приобщайте малыша к театральным представлениям. Конечно, поначалу ребенок будет оказывать бурное сопротивление попыткам вовлечь его в эти занятия. Однако, если проявить настойчивость, задействовав при этом поощрение, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость.

Часто малыши с аутизмом имеют скрытую пищевую аллергию, исключив из рациона аллерген, вы можете добиться значительных улучшений в поведении ребенка.

 Коррекционная работа с аутичным ребенком  требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. Родители должны понять, насколько трудно их сыну или дочери жить в этом мире. И они должны научиться терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое слово и каждый жест ребенка.

Даже если им покажется, что малыш никак не реагирует на их старания и на их слова, все равно они должны как можно больше говорить с ним.

Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребенку научится лучше понимать себя и окружающих.

Очень полезно для аутичного ребенка создание семейных ритуалов для обеспечения его спокойствия и уверенности в себе (например, прогулка, чаепитие, совместное чтение, массаж), они подготовят аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечат спокойный сон.

Существует специальное тестирование для родителей, которое позволяет определить необходимость обращения к специалисту. На каждый из вопросов необходимо ответить «Да» или «Нет».

-Нравится ли ребенку сидеть на руках у родителей?
-Интересно ли ребенку с другими детьми?
-Любит ли ребенок подниматься по лестнице?
-Нравится ли ребенку имитировать действия взрослых?
-Нравятся ли ребенку игры с родителями?
-Показывает ли ребенок пальцем на интересующие его предметы?
-Приносит ли ребенок предметы, если попросить его об этом?
-Смотрит ли ребенок в глаза незнакомым людям?
-Поворачивает ли ребенок голову, если указать на предмет, который находится вне его поля зрения?
-Если предложить ребенку игру, поддержит ли он её?
-Если спросить у ребенка, где находится тот или иной предмет, покажет ли он на него?
-Может ли ребенок построить пирамиду или башню из кубиков?

Если на большую часть вопросов родители ответили «да», то вероятность аутизма у малыша крайне низка. В противном случае необходимо как можно раньше обратиться к специалисту, чтобы провести диагностику и приступить к лечению.

Следует отметить, что родителям не нужно верить в обещания полностью излечить аутизм. На сегодняшний день таких гарантий не может дать ни один врач. Медицинские препараты могут снять симптомы, однако они не скорректируют модель поведения.

В любом случае, Ваш ребенок — он только Ваш, и он – самый лучший!