Владеет ли Ваш ребенок связной речью?

15.05.2018

Учитель-логопед:
О.Р.Авербах

Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью. Практика постоянно подтверждает, что в очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют связно рассказывать о различных событиях своей жизни.

Детям бывает трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ ребенка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок «перескакивает» на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой.

Предложите ребенку картинку, доступную по содержанию. Дети, хорошо владеющие связной речью, смогут составить по картинке большой рассказ, нередко дополненный даже событиями из их собственной жизни. Другие дети окажутся в состоянии рассказать о содержании картинки лишь двумя или несколькими не связанными друг с другом предложениями. Нередко к тому же неправильно оформленными. Третья группа детей просто перечислит изображенные предметы и явления.

Для обучения связному рассказу можно использовать ряд приемов. Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии. Слушать надо внимательно, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.

Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение или рассказывание сказок и приучение ребенка внимательно следить за развитием действия. До овладения связной речью следует научить его давать на вопрос полный ответ. Соблюдению последовательности в изложении событий очень помогает составление рассказа по серии сюжетных картин.

Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:

  • пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;
  • пересказ просмотренного мультфильма;
  • рассказ о событиях прошедшего дня;
  • рассказ об интересной прогулке или экскурсии;
  • заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?);
  • составление рассказа по известному его концу (что было до этого?).

Ребенок научится понимать, что рассказ с чего-то начинается и чем-то заканчивается. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логичный пересказ учебного материала.

Успехов Вам и детям!