Внеплановые каникулы и летний отдых

02.06.2020

Консультация для родителей.

 

Учитель-логопед:

О.Р.Авербах

Уважаемые родители!

Лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям и летом не стоит забывать о речевых проблемах своих детей. Звуки поставлены и введены в речь, но если не контролировать речь ребенка, он легко может их вновь утратить. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад.

Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно,  не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно. Главное, обратить внимание на неверное произношение! И, конечно же, играйте много и с удовольствием!

Упражнения для развития речевого дыхания:

  • выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчики;
  • надувать шарики, надувные игрушки;
  • дуть в соломинку, опущенную в стакан с водой;
  • сдувать ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;
  • играть на духовых музыкальных игрушечных инструментах (дудочки, свистульки, гармошки).

Упражнения для развития общей и мелкой моторики рук:

  • делать гимнастику, прыгать, бегать, маршировать, стоять и прыгать на одной,  двух    ногах;
  • выполнять самомассаж пальчиков, упражнения для пальчиков;
  • лепить из пластилина, глины, раскрашивать, штриховать, обводить по контуру;
  • вырезывать ножницами геометрические фигуры, выполнять аппликации;
  • расстегивать, застегивать пуговицы, застежки-молнии, шнуровать, завязывать бантики.

Упражнения для развития фонематического слуха и слоговой структуры слова:

  • «поймать» заданный звук среди других звуков;
  • назвать слово на заданный звук;
  • назвать первый (последний) звук в заданном слове;
  • определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • назвать в заданном слове только гласные звуки;
  • отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество;

Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:

  • упражнения на обучение изменять слова по числам, падежам (один сад, а много сады,  гулял где за садом, много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.)
  • упражнения на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы сумка- сумочка и т. д.):
  • подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …,     маленькая куколка, а большая …
  • закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …
  • назови детенышей животных: кто у овцы – ягнёнок,   у   коровы — …, у слонихи — …, и т.д.
  • если кораблик из бумаги, значит он (какой?) бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д
  • у лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
  • если днём жара, то день жаркий, а если мороз — …, ветер — …, дождь -… и т.д.

Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка:

рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова;

  • сочиняйте стихи, рифмы;
  • читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

Упражнения на развитие связной речи

  • необходимо закреплять навыки ребёнка давать полный ответ на вопрос;
  • вызывать у него желание о чем-то рассказывать;
  • расспрашивайте о важных для него событиях;
  • внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию;
  • подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

 

Желаю приятного отдыха и успехов!

При подготовке консультации использованы материалы из личного опыта работы и интернет-ресурсы.