Волшебные камешки

10.02.2020

Консультация для родителей, из опыта работы

 

Учитель-логопед:

О. Р. Авербах

 

Во флористических отделах магазинов можно увидеть прозрачные вазы, наполненные красивыми переливающимися стеклянными округлыми или овальными предметами разной величины. Это и есть камешки марблс. Благодаря своей гладкой лакированной поверхности и насыщенным ярким цветам стеклянные шарики так привлекательны для детей и взрослых. Эстетическая привлекательность марблс усилила интерес к игре с ними  у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.

Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов логопедической коррекции, который я успешно использую в своей практике.

Предлагаю Вам возможные варианты игровых занятий с марблс.

Содержание игр с цветными камешками, их усложнение или упрощение меняется в зависимости от возраста детей и их индивидуальных особенностей.

В работе с неговорящими детьми трех-четырехлетнего возраста преимущественным направлением становится сенсорика и звукоподражание.

  1. В просторную емкость насыпьте разноцветные стекляшки. Предложите перекладывать каждый в другую тарелку или мисочку. Делать это можно руками, ложечкой или ситечком, словно вылавливать рыбку.
  2. Среди блестяшек спрячьте маленьких пластмассовых или резиновых животных. Пусть малыш запустит руку и найдет фигурку на ощупь. Вытаскивая – называйте животное, рассказывайте, как оно говорит, стимулируйте кроху произносить следом за вами.
  3. «Покорми меня» — расставьте фигурки животных или кукол вокруг, возле каждой поставьте маленькую тарелочку и предложите покормить «гостей», накладывая ложкой в каждую тарелку «угощение». Можно усложнить задание, предлагая выбирать в каждую тарелочку угощение заданного цвета или разного размера.
  4. Построй дорожку – красного, желтого, синего цвета или с чередованием двух или более и соблюдением последовательности – такое задание хорошо тренирует внимание.
  5. Выложи различные простые геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник.
  6. Совместите игру с лепкой – вдавливать в пластилин или глину гладкие блестяшки очень весело и полезно для пальчиков, а если слепить фигуру, то можно ее еще и украсить.

Важно! Не позволяйте маленьким детям оставаться без присмотра родителей. Особенно если ваш сынок или дочка любят все тянуть в рот. После занятий обязательно убирайте в недосягаемое место, во избежание проглатывания.

Для детей постарше упор в играх с марблс делается на правильность произношения, совершенствование фонематического слуха, изучение состава слов, составление предложений.

  1. «Волшебная корзинка» — доставать из корзинки по одному, называть цвет и говорить, что еще может быть желтым; красным и т.д.
  2. «Рисовать» с помощью стекляшек буквы и цифры, можно по заранее нарисованному контуру, если ребенок хорошо справляется – произвольно, без контура – это хорошо развивает пространственную ориентацию.
  3. «Сколько слогов?»- произносить, разделяя на слоги, на каждый доставать камешек. Подсчитывать сколько слогов в слове.
  4. «Назови звуковичок» -выкладывать красными стеклышками гласные, синими, зелеными – согласные звуки.

5.«Мастер» — дополни рисунок, чтобы получилась полная буква.

  1. «Один-много»- взрослый и ребенок берут камешки и называют предмет в единственном и множественном числе.
  2. Очень хорошо использование камешков в деятельности по изучению различных лексических тем: их выкладывают по заранее подготовленной картинке, как мозаику в виде фруктов, зверей, одежды и т.д.
  3. Счетные операции: последовательный счет, обратный, сложение и вычитание, понятия больше – меньше.

Игра с гладкими блестяшками завораживает, успокаивает ребенка, создает позитивный настрой и приятные эмоции. Отвлекаясь на разноцветные шарики, дети  забывают про свои тревоги.

Упражняться следует ежедневно, однако постарайтесь не перегружать детвору, обилие новой информации может утомить и привести к потере интереса, чередуйте пассивные и активные действия.

Надеюсь, что описанные логопедические способы и приемы будут  интересны и полезны даже в том случае, если ребенок не имеет никаких логопедических проблем.