Я сам

01.10.2020

«Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста»

 

В раннем возрасте владение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно есть, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, та как именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Происходит это именно с привития навыков самостоятельности с первых дней в детском саду.

Всегда возникает вопрос, с чего начать и как всё должно происходить для достижения нужного результата.

Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

  • приёма пищи: уметь самостоятельно есть, пользоваться ложкой, чашкой;
  • раздевания и одевания: уметь снимать и одевать обувь, колготки, шорты, рейтузы, шапку, варежки;
  • гигиены тела: мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой;
  • умению пользоваться горшком.

Дети по своей природе активны. И взрослым важно развивать эту активность, направлять ее в нужное русло. Ребёнок стремится к самостоятельности. «Я сам» — говорит он каждый раз, когда родители начинают натягивать на него футболку, колготки, кормить его.

Взрослые спешат прийти на помощь ребенку, сделать за него всё сами.

Но оказывают ли они этим действительную помощь детям?

Такие действия взрослых членов семьи, причиняют большой вред. Малыша лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители вскоре убедятся, что ребенок стал более умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить и индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намылить руки, правильно держать ложку и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать — так оно лучше просыхает, не падает на пол. Чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны обязательно быть отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них.

Любое действие можно разделить на маленькие действия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему.

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы, от скорости запоминания, от семейных традиций по отношению к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша. Обязательно нужно давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается. И успех вам гарантирован! По материалам сайта https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/01/28/2016_konsultatsiya.docx

[/su_spoiler]