Использование  схем-заместителей слов при обучении составлению предложений старших дошкольников

22.04.2021

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Часто у старших дошкольников, особенно детей с тяжелыми нарушениями речи процесс развития связной речи протекает с трудом. При составлении предложений ребятам сложно подобрать слова различных частей речи, сложно расставить подобранные слова в нужной последовательности.

Для того чтобы составление предложений проходило более легко и осознанно, можно порекомендовать выкладывать схемы предложений из полосок-заместителей слов различных частей речи. Это позволит ребенку контролировать наполненность предложений различными «красивыми» словами, упростит расстановку слов, добавит осознанности этому процессу.

В своей работе по развитию связной речи использую немного измененные графические схемы Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Маносовой, в которых на каждой полоске-слове присутствует графическое изображение – символ, условно соответствующий той или иной части речи. С помощью этих полосок мы подбираем слова-предметы (живые или неживые), к ним – слова действия и слова-признаки, а затем составляем предложения из подобранных слов, выкладывая их в нужном порядке. Правильному выкладыванию схемы предложения способствует знание правил предложения, напоминающих о том, из чего состоят предложения, как должны стоять в предложении слова, как пишется первое слово в предложении, что стоит в конце предложения.

С графическими схемами можно работать по-разному. Можно составлять схему данного предложения, составлять предложение самому и параллельно выкладывать его схему, составлять предложение по данной схеме, распространять данное предложение подобранными словами, отражая это на схеме и т.д.

Подобные схемы можно просто чертить в тетради, изображая над каждой полоской соответствующий символ, а можно изготовить комплекты схем-полосок и выкладывать их на наборном полотне.

Графические символы слов значительно упрощают восприятие схем предложений и картинно-графических планов рассказов. С их помощью ребенку будет легче усвоить такие понятия как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», научиться составлять различные виды предложений, познакомиться с некоторыми правилами русской орфографии (использование заглавной буквы в начале предложения, точки, восклицательного или вопросительного знака в конце), расширить лексический запас словами различных частей речи.