Консультация №1: «Психолог или психиатр»?

21.10.2020

Серия консультаций «Кто есть кто?»

Консультация 1: «Психолог или психиатр»?

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

«Кто занимается нарушениями речи?» — спрошу я. «Конечно же, логопед!» — ответите Вы. И будете правы, но отчасти. Результаты работы учителя-логопеда гораздо выше, если он работает в команде. В ряде частных центрови некоторых специализированных   образовательных организациях крупных городов можно увидеть такие «команды», состоящие из: логопеда, дефектолога, психолога, иногда приходящих невролога и психиатра, и даже нейропсихолога и телесного терапевта.

Часто люди путают, чем же именно занимается каждый из них, а про некоторых даже не слышали.

Из этой серии консультаций Вы узнаете, кто же все эти люди и к кому из них следует обращаться в том или ином случае.

Начнем с более знакомых персон. У слов психиатр и психолог одинаковый корень, поэтому, не зная специфики работы данных специалистов, их можно перепутать. Объединяет их то, что они являются профессионалами в области изучения психики человека. Однако полномочия каждого четко обозначены, по этой причине они не могут быть взаимозаменяемы. Что же входит в зону ответственности каждого из них?

Семейные ссоры, конфликты в обществе, сложности в отношениях детей и родителей — все то, что касается трудностей во взаимоотношениях и проблем в поведении — поле деятельности психолога.

Это не врач, а человек, имеющий гуманитарное образование по предмету «психология». Он не пропишет вам лечение, однако многие проблемы в начальной стадии можно решить на уровне этого специалиста. Психолог лечит словом, основываясь на знании человеческой сущности. Он может проводить диагностику психологических заболеваний, однако не имеет права на психотерапевтические методы и медикаментозное лечение.

Детский психолог — специалист, который занимается изучением психологии ребенка, закономерности поведения, коммуникаций, общего развития и приобретения необходимых навыков. Он может помочь в выявлении особенностей развития ребенка, оценке его готовности к школе,развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Как понять, что ребёнку нужен психолог? Обратиться к психологу нужно:

— если ваш ребенок беспокоен или тревожен;

— при появлении психотравмирующей ситуации в окружении ребенка (развод, смерть, насильственные действия по отношению к ребенку);

— если есть неврологический диагноз, либо если есть хроническое заболевание;

— когда родители испытывают затруднения в общении с ребенком;

— для диагностики познавательных процессов и особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка.

Детские психологи не занимаются лечением психических недугов, в круг их обязанностей входит помощь с адаптацией в новом коллективе, решение разнообразных внутренних психологических и эмоциональных конфликтов, проведение тренингов, тестов и многое другое. Если детский психолог заподозрит наличие у ребенка психического заболевания, то он должен рекомендовать родителям обратиться за помощью к детскому психиатру.

В отличие от психолога, психиатр — медик. Это врач, специализирующийся на лечении психических заболеваний разной степени сложности.

Детский врач-психиатр является узким специалистом и проводит диагностику, лечение и профилактику психических заболеваний с учетом особенностей психики детей разного возраста при помощи различных методов современной медицины, в том числе и медикаментозно. Этот специалист занимается лечением поведенческих расстройств у детей, умственной отсталости, аутизма, шизофрении, фобий, эпилепсии, навязчивых идей и многими другими патологиями. Поставить точный диагноз ребенку возможно только после проведения комплексного обследования.

Показать ребенка психиатру стоит, если:

— речевое развитие ребенка «запаздывает», вместо речи использует жесты, часто повторяет услышанные где-то фразы;

— отсутствует или недостаточна реакция на человеческую речь, голос матери, собственное имя;

— ребенок не проявляет интерес к игрушкам, к игре в ее классическом понимании;

— игра долгое время остается примитивной (пересыпание, переливание, постукивание предметом о предмет);

— ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками и взрослыми;

— часто проявляет упрямство, негативизм, агрессию, вспыльчивость,  внезапные приступы возбуждения;

— вы замечаете у ребенка нетипичные действия: кручение и вращение игрушек и предметов, регулярное выстраивание их в цепочки, бег или ходьбу по кругу, манипулирование рукой взрослых, появление различных стереотипных действий;

— присутствуют расстройства сна, в том числе бессонница;

— наблюдается нарушение пищевого поведения;

— утрачиваются ранее приобретённые ребенком навыки и функции, заметны ухудшения памяти, концентрации, внимания;

— у ребенка появилась тревожность, страхи, паника, судороги;

— наблюдается частое «замирание», «зависание»;

— ребенок проявляет жестокость и агрессивность к насекомым, животным.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, или вы обнаружили у него несколько вышеперечисленных признаков и сомневаетесь, идти к специалисту или не идти, — сходите. Лучше вы услышите после первой консультации «У вас всё хорошо», чем запустите проблему так, что справиться с ней будет уже практически невозможно. Посетить специалиста необходимо при первых же подозрениях о возникновении проблемы – чем раньше начнется терапия, тем лучшими будут ее результаты.

Источники: 

Общая психология / Маклаков А.Г.. – 2008;

https://www.psyh.ru/psihiatr-dlya-rebenka-ne-upustite-moment/
© Наша Психология;

https://zen.yandex.ru/media/id/5c8003b42b32f500b4f2c9ca/5-sluchaev-kogda-rebenka-nujno-vesti-k-psihologu-5d8f839397b5d400aea590ca;

https://malyutka.net/2017/03/12-povodov-pokazat-rebenka-psihiatru.html;

https://ktovrach.ru/264-detskiy-psihiatr.html.