Учитель-логопед: Н.В. Найденова
Говоря о специалистах коррекционной педагогики, стоит упомянуть и наиболее современного, далеко еще не всем известного представителя, нейропсихолога. Исходя из названия профессии, можно предположить, что это тот же психолог, только имеющий особенную специализацию. Отчасти, так и есть. Чем нейропсихолог отличается от психолога, какие техники он использует в работе, и в каких случаях к нему следует обратиться, попробуем разобраться.
Нейропсихолог — это специалист, который изучает взаимосвязь психических процессов человека с состоянием его мозга, т.е. оценивает какие зоны мозга работают «правильно», а какие нет. Данный специалист должен иметь высшее клиническое образование, либо курсы по повышению квалификации в области нейропсихологии, знать анатомию центральной нервной системы, ее возрастные особенности, которые могут быть в тот или иной период жизни, методы нейропсихологической диагностики, а также способы коррекции.
Как и психолог, нейропсихолог — не врач. Однако психолог изучает эмоционально-волевую сферу, эмоционально-личностные проблемы: поведенческие проблемы, страхи, отсутствие взаимопонимания с взрослыми и сверстниками и т.д. Нейропсихолог занимается изучением мозговой анатомии и физиологии, заболеваний ЦНС и нейропсихологической диагностикой. Кроме того, выявляет проблемы и причины этих проблем у взрослых и детей, глубинные мозговые механизмы тех или иных сложностей в развитии, занимается нейропсихологической коррекцией.
Нейропсихолог способен диагностировать и корригировать физиологические предпосылки неуспеваемости ребёнка еще в дошкольном возрасте. В период школьного обучения он может оказать помощь в преодолении школьной неуспеваемости, если она не связана с пробелами в школьной программе, а зависит от рассеянности, отвлекаемости, неусидчивости, невнимательности ребенка.
Когда же стоит обратиться к нейропсихологу?
Получить консультацию нейропсихолога необходимо, если ребенок:
✔плохо усваивает учебный материал;
✔быстро устает;
✔имеет проблемы с памятью и вниманием;
✔неусидчивый, суетливый или слишком медлительный;
✔в движениях выглядит неловким, неуклюжим;
✔проявляет себя как «непослушного», «трудного» в воспитании;
✔демонстрирует частую смену настроения, неустойчивый эмоциональный фон;
✔двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
✔пропускает, заменяет буквы и цифры, пишет их зеркально;
✔получил родовую травму (асфиксия, гипоксия, стремительные роды и др.); родился недоношенным;
✔имеет повышенный или пониженный мышечный тонус;
✔наблюдался и/или наблюдается у врача невролога;
✔имеет в анамнезе ММД (минимальные мозговые дисфункции), РЦОН (резидуальная церебральная органическая недостаточность), ЗПР (задержка психического развития), ЗРР (задержка речевого развития), ОНР (общее недоразвитие речи), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), УО (умственная отсталость)
✔мало ползал или не ползал совсем;
✔имел травмы головы.
Нейропсихологическая коррекция — эффективный немедикаментозный метод. Нейропсихолог строит программу компенсации, подбирает упражнения исходя из анамнеза онтогенеза ребёнка, его индивидуальных особенностей и возможностей, поэтому правильно подобранные упражнения дают устойчивые результаты!
Используемые источники: https://www.b17.ru/article/288780/
https://infourok.ru/user/semichenko-polina-nikolaevna/blog/psiholog-ili-neyropsiholog-121289.html