Консультация 5: «Сенсорный терапевт – кто это»?

19.02.2021

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Так называемый сенсорный терапевт – это специалист по сенсорной интеграции. Что же такое сенсорная интеграция? Говоря простым языком, это способность человеческого мозга воспринимать информацию от всех органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, равновесия и положения в пространстве), анализировать эту информацию, вырабатывать ответную реакцию.

При дисфункции сенсорной интеграции сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. По поведению ребенка в пространстве, по типу взаимодействия с внешними стимулами можно предположить в переработке (интеграции) каких именно ощущений у ребенка возникают трудности. Одни дети перевозбуждаются от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Так или иначе, нарушения сенсорной обработки лежат в основе многих проблем развития речи, движений, обучения, поведения. Сопутствующими проблемами могут явиться: проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем (плохое настроение или вспышки агрессии), неуверенность в себе, низкая самооценка.

В период до 7 лет ребенок наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Этот период самый благоприятный для упражнений по сенсорно-интеграционной коррекции. Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, представляет собой взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которое носит естественный характер и включает в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС.

Очень хорошо, если с ребенком, имеющим вышеперечисленные проблемы, работает группа специалистов, включающая сенсорного терапевта. Однако элементы сенсорной интеграции включают в свою работу и дефектологи, в том числе логопеды. Некоторые упражнения для сенсорной интеграции можете провести с ребенком и вы.

Детям очень нравится играть с пластилином и другими пластичными массами, что очень полезно для малышей с тактильными проблемами. Вы можете заместить с малышом тесто по специальному рецепту, что, несомненно, доставит ему много радости и обогатит его тактильный опыт.

Если ваш ребенок испытывает трудности в регулировании уровня своего возбуждения: часто ломает вещи, прыгает, бегает и, кажется, просто не может сидеть на месте, помогут упражнения с утяжеленными предметами, прыжки на батуте, лазание по канату, толкание предметов или раскачивание. Такие мероприятия оказывают воздействие на их тело, мышцы и суставы, помогая вечно жаждущим движения малышам получить необходимую нагрузку. Игры с песком (ваш малыш может рыть тоннели, строить замки) также очень полезен для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами.

Детям, испытывающим проблемы со сном, могут быть полезны аппараты, производящие звуки природы, ароматические лампы, ночники, лава-лампы, пузырьковые трубы, расслабляющая музыка, утяжеленные одеяла, физические нагрузки перед отходом ко сну, вибрирующие матрасы и подушки, спальные мешки. Ароматерапия – также отличное средство стимуляции, и в зависимости от того, какой запах вы выберите, взбодрит или расслабит ребенка.

Запаситесь полотенцами, салфетками и затевайте игры с водой, песком, рисом, пеной для бритья и любыми другими вещами, которые есть под рукой. Переливайте воду в разные сосуды и слушайте, как она звучит. Прячьте маленькие игрушки в песке или пшене и попросите малыша найти их. Такие игры дают ребенку тактильную стимуляцию и ограничены только вашей фантазией.

Детям необходимо двигаться! Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) могут взбодрить малыша или наоборот успокоить. Для этого подойдут: батуты, водные качели, раскачивающиеся игрушки, самокаты, ролики, шведская стенка, большие терапевтические мячи.

Очень часто специалисты по сенсорной интеграции для стимуляции или успокоения ребенка используют вибрирующие изделия и игрушки, а также туннели и палатки.

Игры, использующиеся в сенсорной терапии, дарят ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка, обработка сенсорных стимулов центральной нервной системы. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.

Использованные источники: