Консультация 6: «Чем занимается логопед»?

22.03.2021

Серия консультаций «Кто есть кто?»

Консультация 6: «Чем занимается логопед»?

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Обсудив ряд врачей и специалистов, которые могут принять участие в коррекции речевых нарушений, хотелось бы подробнее остановиться на основном специалисте, занимающимся речью, логопеде. Тут, кажется, все понятно, логопед — это тот, кто ставит детям звуки. Однако, речь – это не только звукопроизношение, это и лексика, и грамматика, и связная речь, и слоговая структура, и даже чтение и письмо, а речь бывает нарушена не только у детей, но и у взрослых. Так кто же такой логопед и чем он занимается?

Логопед —  это специалист, как правило, с высшим дефектологическим образованием, который занимается выявлением, диагностикой и устранением дефектов речи, часто связанных с врожденными или приобретенными заболеваниями. Поле деятельности логопеда широко, и зависит от того, где (в детском саду, школе, поликлинике), и с кем (с детьми раннего, дошкольного, школьного возраста или со взрослыми) работает логопед.

В компетенцию логопеда входит коррекция нарушений устной и письменной речи. К нарушениям письменной речи относятся все заболевания и патологические состояния, при которых пациент испытывает трудности во время разговора. Причинами этого могут быть как заболевания непосредственно речевого аппарата (голосовые связки, язык, губы, мягкое небо и др.), так и нарушения нервной системы, то есть тех участков головного мозга, которые отвечают за формирование и воспроизведение речи. К нарушениям письменной речи относятся заболевания, связанные с нарушениями письма или чтения.

Логопед занимается диагностикой и коррекцией таких нарушений, как: дисфония (нарушения голоса), брадилалия (патологическое замедление речи), тахилалия (ускоренная речь), дислалия (нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата), ринолалия (нарушение звукообразования и тембра вследствие анатомического поражения верхних дыхательных путей), дизартрия (дефект речи, обусловленный нарушением иннервации речевого аппарата), заикание (частые повторения определенного звука либо появление пауз перед произнесением определенных звуков), алалия (отсутствие или недоразвитие речи при первично сохранном интеллекте), афазия (отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи), дислексия (расстройство навыков чтения), дисграфия (нарушение письма).

В каких случаях следует обратиться к логопеду? Основными причинами обращения к логопеду являются неправильное произношение отдельных звуков, слогов, слов, неправильная последовательность речи или полное ее отсутствие, заикание, нарушение чтения, нарушение темпа речи и другие. Причинами нарушения речи могут быть врожденные аномалии голосового аппарата, психологическая травма, перенесенный инсульт, черепно-мозговая травма и т. д. Поэтому, перед консультацией логопеда желательно провести полное обследование пациента и получить консультацию других специалистов – офтальмолога, невропатолога, психолога, оториноларинголога и др. После обследования пациента, логопед может посоветовать пройти: ЭЭГ (электроэнцефалографию), УЗДГ (ультразвуковую диагностику сосудов головы), МРТ (магнитно-резонансную томографию головного мозга), ЭхоЭГ (эхоэнцефалографию) или другие дополнительные исследования.

После проведения первичной диагностики, логопед составляет программу коррекции выявленных дефектов. В процессе коррекции в зависимости от типа нарушения и возраста пациента логопед может применять массаж речевого аппарата, артикуляционную гимнастику, дыхательные техники, пальчиковую гимнастику, речевые, подражательно-исполнительские, творческие, игровые упражнения и т.д.

Занятия с логопедом могут проводиться как индивидуально, так и группами. Курс занятий с логопедом может продолжаться от одного-двух месяцев до нескольких лет, в зависимости от тяжести нарушений, а также стремления и стараний пациента исправить свой дефект.

Источники:  https://www.polismed.com/articles-logoped.html , Википедия.