Консультация 7: «Кто такой дефектолог и чем он отличается от логопеда и психолога»?

22.03.2021

Серия консультаций «Кто есть кто?»

Консультация 7: «Кто такой дефектолог и чем он отличается от логопеда и психолога»?

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Этих специалистов часто путают, и не зря. Мы уже разобрали, чем занимаются логопед и психолог, а что делает дефектолог? Чем отличаются эти три специалиста, и что у них общего?

Профессия дефектолога находится на стыке медицины, педагогики, психологии. Дефектолог — специалист широкого профиля, работающий со всеми категориями детей с особенностями психофизического развития, это коррекционный педагог в области развития детской речи, обучения, воспитания и социализации детей с особенностями психофизического развития.

В зависимости от специфики нарушений, которые подлежат коррекции, дефектология подразделяется на:

  • Логопедию. Специалисты данного профиля занимаются коррекцией речевых нарушений у детей.
  • Сурдопедагогику – отрасль, которая сосредоточена на оказании помощи детям с нарушениями слуха.
  • Тифлопедагогику. Специалисты этого профиля оказывают помощь детям с патологиями зрения.
  • Олигофренопедагогику. К сфере деятельности специалистов этого профиля относится оказание помощи детям, которые страдают снижением интеллекта.
  • Ортопедагогику. Дефектолог-ортопедагог оказывает помощь детям с патологиями опорно-двигательной системы и нарушениями осанки, а также пациентам с ДЦП.

При этом деление на узкую специализацию в дефектологии условно, так как в процессе практической деятельности дефектолог может сталкиваться с сочетанными дефектами, при которых у детей наблюдается несколько разных нарушений одновременно (при ДЦП, задержке психоречевого развития и т.д.).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что логопед – это дефектолог, специализирующийся на коррекции речевых нарушений. Да, логопед – дефектолог, так же как и сурдо-, и тифлопедагог – дефектологи. Это разные специализации дефектологического образования.

Однако рассмотрим деятельность учителя-дефектолога, работающего в образовательном учреждении без учета узкой специализации. Учитель-дефектолог, также как и учитель-логопед, владеет приемами работы по развитию речи, коррекции звукопроизношения и работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики, как психолог. Кроме того, дефектолог помогает детям закреплять знания, умения и навыки, которые ребенок получает от учителя, воспитателя. Таким образом, учитель-дефектолог – это универсальный специалист, который компетентен и в вопросах логопедии, и в вопросах психологии и призван дополнять работу этих двух специалистов, но не заменить ее.

К слову сказать, логопед на своих занятиях, также как и психолог, развивает все высшие психические функций. А психолог – развивает речь. И оба они, как и дефектолог, косвенно способствуют формированию математических представлений  и целостной картины мира, поэтому четко разграничить компетенции этих трех специалистов трудно, гораздо эффективнее, когда они работают вместе или сообща. Но во всех ли случаях нарушения речи нужна помощь дефектолога и психолога? Скажем так, если речь нарушена незначительно, нет органических поражений нервной системы человека и при этом психические процессы относительно сохранны, то для оказания коррекционной  помощи будет достаточно логопеда, в ином случае, следует привлечь всех трех специалистов.

Источники:

https://step.stim.by/informatsiya/roditelyam/91-defektolog-ili-logoped,  https://liqmed.ru/doctor/defektolog/