Консультация 8: «Специалист по АВА — терапии»

26.05.2021

Серия консультаций «Кто есть кто?»

Консультация 8: «Специалист по АВА — терапии»

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

Если вы  когда-нибудь сталкивались с ребенком с отклонениями аутистического спектра, или интересовались этой проблемой, то, возможно, уже знаете, что такое АВА-терапия (applied behavior analysis или метод прикладного анализа поведения). Однако АВА-терапия и ее элементы эффективно применяются к детям с различной, в том числе сложной структурой дефекта. Об этом методе идет много споров, разные специалисты нередко высказывают прямо противоположные мнения о нем.

Давайте разберемся, в чем заключаются плюсы и минусы этой методики.

Для чего нужна АВА-терапия? Она помогает детям:

  • лучше взаимодействовать с окружающими;
  • повысить способность к обучению;
  • скорректировать отклонения в поведении;
  • достичь нормального для детей конкретного возраста уровня развития интеллекта;
  • обучиться необходимым для последующей самостоятельной жизни навыкам.

Основная идея проста: если ребенку нравятся последствия его действий, он их повторяет, а если нет — не повторяет. Поэтому во время занятий каждый успех вознаграждается, а неудача игнорируется.

Все навыки, которые сложно освоить детям с расстройствами аутистического спектра, разбивают на маленькие блоки. Каждый из этих блоков ребенок осваивает отдельно, а затем их объединяют в одно более сложное действие. Так дети учатся слушать и воспринимать речь, доносить свою мысль до собеседника и пр.

Эффективность использования методов АВА-терапии для аутистов доказана многочисленными научными исследованиями, опубликованными в рецензируемых журналах за последние несколько десятилетий. Однако споры вокруг этой методики не утихают. Утверждения о неэффективности методики зачастую основаны на личном опыте некорректного лечения. Нередко причина проблем в этих случаях — не сам метод, а низкая квалификация специалиста, нерегулярность и малая продолжительность занятий. Согласно результатам исследования Оле Ивара Ловааса, наилучшие результаты методика дает в случае, если ребенок уделяет занятиям 40 часов в неделю. Если же он тратит только 10 часов, польза АВА-терапии будет минимальной, а результаты, скорее всего, разочаруют родителей и учителей.

С чего начать АВА-терапию? С самого легкого. Ребенка просят выполнить простое действие (например, взять в руки игрушку) и сразу дают подсказку — показывают, как он должен это сделать. Специалист подсказывает несколько раз, после чего повторяет просьбу, но уже без подсказки. Каждый раз, когда ребенок делает то, о чем его просят, он получает награду. Все неудачные попытки игнорируются.

Когда специалист видит, что его ученик освоил одно действие, он обучает его второму, затем третьему и т.д.

После этого упражнение усложняют: простые действия начинают чередовать. Когда ребенок начинает действовать правильно и без подсказок, обучение снова усложняют. Теперь занятия проводят в непривычных местах — например, на улице. Затем меняются люди, которые просят ребенка выполнить упражнение: в обучение включают родителей, сестер, братьев и пр.

Обучение считается пройденным, если в результате занятий ребенок начинает усваивать новую информацию за 1-2 повторения. Например, ему достаточно пару раз показать, как закрывать и открывать дверь ключом, чтобы он смог сделать это сам.

Преимущества методики:

  • Ребенок учится переносить нужную модель поведения из одной ситуации в другую. Благодаря этому он становится более самостоятельным.
  • Хотя обучение занимает много времени, первые положительные результаты появляются сравнительно быстро.
  • Согласно исследованиям, около половины детей, прошедших обучение по программе АВА, могут учиться в обычных школах наравне со сверстниками.
  • Программа очень широка. Она дает все необходимые основы: в частности, ребенок усваивает важные понятия и определения, учится самостоятельно познавать мир и оттачивает навыки самообслуживания.

Недостатки методики:

  • АВА-терапия неэффективна, если ребенок боится чужих людей.
  • Методика работает только в случае, если ее используют правильно.
  • Перерывы в занятиях или сокращение их длительности может сказаться на результате.
  • Важно, чтобы родители тоже участвовали в работе и при помощи специалиста организовали дома корректную систему развития.
  • На детей с расстройствами аутистического спектра зачастую слабо действует поощрение. Важно понять, какая награда нужна ребенку, чтобы занятия приносили нужный результат.

Стоит учитывать, что АВА-терапия — один из самых эффективных методов обучения детей с расстройствами аутистического спектра, но для достижения результата нужен хороший специалист, владеющий данной методикой.

 

Источники:

https://urgaps.ru/news/524https://moluch.ru/archive/233/54207/ .