Проект Чем занять ребенка дома

02.11.2018

Управление образования администрации Курагинского района

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ
МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
В РАМКАХ СЕТЕВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЁНКА ДОМА?»

Курагино, 2018

Редколлегия:


Мезенцева Екатерина Юрьевна педагог-психолог МБДОУ Курагинский детский сад №9 «Аленушка».

Сёмина Ирина Станиславовна — педагог-психолог МБДОУ Курагинский детский сад№ 15, руководитель РМО педагого-психологов ДОУ Курагинского района

Районное методическое объединение педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций: сборник практических и методических материалов для родителей «Чем занять ребенка дома?»/ 2018. – 43 с.

В сборнике собраны игры, в которые можно играть в домашних условиях. Игры, которые будут не только развивать малыша, но и смогут поднять настроение всем членам семьи.

Ведь игра для ребенка – это его большая часть жизни. И если ее не поддерживать и игнорировать, ребенок не будет развиваться гармонично. В игровой форме дети учатся развивать социально-коммуникативные связи, познавательные способности, эмоционально-волевую сферу.

Предполагаем, что большая часть игр будет проводиться не только в домашних условиях, но и на улице. Среди этой галереи можно будет выбрать игры с учетом гендерного воспитания, с учетом возраста. И они будут подспорьем для семьи и помогут сплотиться и узнать друг друга лучше.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Раздел 1. Творческие и познавательные игры
(Попова Н.П., Терских К.А., Гришова Л.И.)
Творческие и познавательные игры для детей 2-3 лет
Творческие и познавательные игры для детей 3-4 лет
Творческие и познавательные игры для детей 4-5 лет
Творческие и познавательные игры для детей 5-6 лет
Творческие и познавательные игры для детей 6-7 лет
Раздел 2. Социально-коммуникативные игры
(Ярлыкова Е.В., Мезенцева Е.Ю.,Гарань Н.М.)
Социально-коммуникативные игры для детей 2-3 лет
Социально-коммуникативные игры для детей 3-4 лет
Социально-коммуникативные игры для детей 4-5 лет
Социально-коммуникативные игры для детей 5-6 лет
Социально-коммуникативные игры для детей 6-7 лет
Раздел 3. Подвижные и малоподвижные игры
(Диденко И.В.)……………….
Подвижные и малоподвижные игры для детей 2-3 лет
Подвижные и малоподвижные игры для детей 3-4 лет
Подвижные и малоподвижные игры для детей 4-5 лет
Подвижные и малоподвижные игры для детей 5-6 лет
Подвижные и малоподвижные игры для детей 6-7 лет
Раздел 4. Игры для развития мелкой моторики и художественного творчества
(Маркевич Л.В., Мезенцева Е.Ю.)
Игры для развития мелкой моторики и художественного творчества для детей 2-3 лет.
Игры для развития мелкой моторики и художественного творчества для детей 3-4 лет.
Игры для развития мелкой моторики и художественного творчества для детей 4-5 лет
Игры для развития мелкой моторики и художественного творчества для детей 5-6 лет.
Игры для развития мелкой моторики и художественного творчества для детей 6-7 лет

ВВЕДЕНИЕ

Ваш малыш растет и вы, стремясь быть хорошими родителями, стараетесь дать ему самое лучшее. Хотим мы обычно одного: чтобы ребенок быстрее начал говорить, быстрее развивался, хорошо приспосабливался в любом обществе и мог бы занимать в нем достойное место. Часто нами движут наши нереализованные желания и мечты, которые мы хотим воплотить в своих детях. Но неужели только кто-то другой, только высококлассный специалист может дать нашему ребенку больше, чем мы сами? Ни один воспитатель, логопед, психолог или другой специалист не в силах развить вашего ребенка больше, чем вы сами. Нужно только поверить в свои силы!

Не нужно думать, что хорошие родители постоянно и неотрывно играют с ребенком. Нет. Вы должны знать, если в течение дня вы уделите ребенку хотя бы от 15 до 30 минут своего времени, но уделите полноценно, больше, ни на что, кроме ребенка, не отвлекаясь, то этого будет достаточно, чтобы ребенок чувствовал, что родители его любят.

Для развития вашего малыша нужно:

1. В течение дня читать книги. Даже если почитали всего пять минут — это уже много. Главное, чтобы после минут, проведенных с книгой, у малыша остались приятные воспоминания. Сочиняйте новые истории, говорите от имени животных или других персонажей. Фантазируйте!

2. Развивающая игра. Это игра, в которой ребенку нужно подумать. В нее можно играть в любом месте, в любое время. Просто играйте, не надо усаживать ребенка. Ребенок всему учится у взрослых. И то, как он играет — результат нашей работы.

3. Подвижная игра. Подвижные игры очень важны для физического развития малыша. В играх со спортивными игрушками движения малышей приобретают точность, ловкость, силу, легкость, грацию, изящество. Удачным местом для подвижных игр является прогулка.

4. Сюжетная игра. На сюжетных играх малыш учится себя вести, учится быть успешным в жизни. Такая игра учит придумывать сюжет, соединять детали, предметы, игрушки по смыслу, перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок играет сам, спонтанно проживает свою персональность в наслаждении жизнью во всех ее проявлениях, в полноте чувств, горюя и радуясь.

Играя, дети много разговаривают, дополняя игровые действия словом. Постепенно малыши становятся более самостоятельными и инициативными. Хорошая игра — залог прекрасного настроения, крепкого здоровья.

Ведь нашей задачей является не столько даже развлечь ребенка, сколько показать ему как много разных занятий существует, как интересно ими заниматься, и научить ребенка какую-то часть времени заниматься самостоятельно, а не изнывать от скуки или часами просиживать в интернете, или перед телевизором.

В данном сборнике собраны игры по возрастам для развития познавательных способностей, социально-коммуникативных навыков, творческого мышления и воображения, регуляторных функций.

Раздел 1. Творческие и познавательные игры.

К творческим играм относятся сюжетно-ролевые игры, театрализованные, конструктивно-строительные, дидактические. Участие в них стимулирует ребенка проявлять смекалку, раскрывать свои таланты, искать пути правильного решения, выбирать из нескольких вариантов один, самый верный. В творческих играх отображаются впечатления детей об окружающей жизни.

Познавательные игры для детей нацелены на получение новых знаний, развитие интеллекта, логики и мышления ребенка. В педагогической практике принято познавательные игры для детей дошкольного возраста и младших школьников называть дидактическими.

Педагог-психолог МБДОУ Ирбинский детский сад №2 «Теремок» Попова Н.П.


Педагог-психолог МБДОУ Ирбинский детский сад №2 «Теремок» Терских К.А.
Педагог-психолог МБДОУ Ойховский детский сад №3 Гришова Л.И.

Картотека творческих и познавательных игр для детей 2-3 лет.

«Что катится?»

Цель: познакомить ребенка с формой предметов.

Оборудование: небольшие мячик или шарик, кубик, ворота.

Ход игры: Взрослый организовывает веселую игру-соревнование — кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и… кубик. Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: «Шарик катится, а кубик — нет». Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите малыша рисовать их.

«Оденем кукол»

Цель: познакомить маленького ребенка с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.

Оборудование: Куклы маленькая и большая, одежда для маленькой и большой.

Ход игры: Взрослый дает ребенку двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно, и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните: «Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой, большие туфельки — большой кукле, маленькие — маленькой». Чтобы усложнить задание, надо дать трех кукол.
Также для мальчиков подойдет, точно такое же задание с 2-3 машинами и маленькой, средней, большой коробочкой – гаражи, чтобы правильно поставить машины в соответствии с величиной.

«Построим башню»

Цель: познакомить маленького ребенка с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Выявить понятие «устойчивый — неустойчивый».

Оборудование: Кубики разных размеров.

Ход игры: Взрослый берет кубы разных размеров. Ребенок должен убедиться на собственном опыте, что, для того чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше — меньше, а еще выше — совсем маленькие. Приучать последовательно, отбирать кубики. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.

«Воздушные шары»

Цель: научить малыша обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета.

Оборудование: Цветная бумага, картон, ножницы, клей-карандаш.

Ход игры: Взрослому предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6—7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги — шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

Картотека творческих и познавательных игр для детей 3-4 лет.

«День рождения Степашки»

Цель:  расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда; закрепить знания о столовых предметах, воспитывать желание соблюдать нормы поведения за столом, уважительное отношение друг к другу — внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь. Расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис»; способствовать объединению детей для совместных игр.

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Ход игры: Взрослый сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью взрослого сервируют стол.

«Зоопарк»

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.

Ход игры: Взрослый сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Картотека творческих и познавательных игр для детей 4-5 лет.

«Бабушка Маланья»

Цель: развитие внимания, воображения, находчивости, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Ход игры: Дети вместе со взрослым(и), берутся за руки и идут по кругу, взрослый — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, — (Идут по кругу и поют.)
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей! (Останавливаются и с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте)
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, (Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок)
Целый день сидели.
На него (нее) глядели,
Делали вот так… (Повторяют за ведущим любой жест) Далее ребенок, может стать водящим.

«Магазин»

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда», «одежда» и т.д.

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Ход игры: Взрослый предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, и прочие отделы, которые придумают взрослые, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты (рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко), бытовая химия, и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры взрослому необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

«Что изменилось?»

Цель: способствовать развитию внимания.

Ход игры: Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите оду из игрушек. Когда малыш повернется, спросите его, что изменилось? Игру можно усложнить: увеличить количество игрушек до 5-7, ставить похожие игрушки (например , 3 игрушки из 5 –немного отличающиеся друг от друга машинки), не убирать ни одной игрушки, а  поменять 2 из них местами и т.п. можно превратить эту игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

«День рождения куклы»

Цель: способствовать развитию памяти.

Ход игры: Вы сообщаете ребенку, что у куклы (или у мишки) наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, он узнает позже. Вы достаете 4-5 игрушек (кукол, зайцев, медвежат и т.п.) и называете ребенку их имена. Затем гости усаживаются за стол и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени.

Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается до 6-7.

«Охота на цифры»

Цель: развитие памяти и внимания.

Ход игры: необходимо в выбранной комнате найти предметы, на которых изображены цифры и числа. Это могут быть часы, этикетки продуктов, книги и др.

Картотека творческих и познавательных игр для детей 5-6- лет.

«Волшебные очки»

Цель: развитие связной речи, представления детей.

Оборудование: волшебные очки.

Ход игры: Взрослый рассказывает детям сказку: «Жил-был на свете добрый волшебник, который создал волшебные очки. Если их надеть, можно увидеть только радостные события. Давайте по очереди примерим такие очки и расскажем о радостных событиях в своей жизни ».

«Фото на память»

Цель: развитие воображения, подражательности, мимики детей.

Оборудование: настоящий, игрушечный или воображаемый фотоаппарат.

Ход игры: Взрослый говорит детям, что он будет фотографом на представлении, а они (дети) — артистами, которые будут изображать мимикой и жестами различных героев. «Представление» начинается: взрослый берет воображаемый фотоаппарат и предлагает изобразить, например, злую и страшную Бабу-Ягу. После чего всем нужно замереть — фотограф должен сделать фото на память.

Следующий герой: вспомните, как хитро улыбалась Лиса Колобку, чтобы ему понравиться, изобразите, как она это делала, а теперь снова сделаем фото. Трусливый заяц, веселый клоун в цирке и т. д.

«Двигай фишку»

Цель: развитие воображения, представления детей, умение мысленно передвигать предметы, представляя изменение их положения. Учить пространственной ориентации.

Оборудование: нарисованный на листе бумаги квадрат 4×4, расчерченный на клетки, на одной из которых нарисована фишка.

Ход игры: Взрослый называет ребенку ходы, а тот старается мысленно передвигать фишку по доске. Рисовать или вести фишку пальцем запрещается. Ребенок должен мысленно привести фишку в получившуюся точку и указать ее на доске. Ходы: 2 клетки влево; 2 клетки вниз; клетку вправо; клетку вверх; клетку влево;     клетку вниз и т.д.

Также может быть более сложный вариант, если проводить игру мысленно. Взрослый указывает начальное место фишки и диктует ходы, а ребенок должен представить себе доску, как в I варианте игры, и мысленно передвигать фишку по ней. Например, фишка находится в левом верхнем углу. Ходы: 1 клетку вниз; 3 клетки вправо; 1 клетку вверх; 1 клетку влево; 2 клетки вниз; 2 клетки влево; 1 клетка вниз. В итоге фишка должна оказаться в левом нижнем углу.

«Чтение мыслей»

Цель: развитие внимания, мышления и воображения.

Ход игры: Взрослый должен загадать слово, а ребенок – отгадать его, задавая наводящие вопросы, на которые можно лишь дать ответ «да» или «нет».

Картотека творческих и познавательных игр для детей 6-7 лет.

«Где ошибся Буратино?»

Цель: развитие внимания.

Ход игры: Перед началом игры вы говорите ребенку: «Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узор и сказала ему: «Нарисуй точно такой же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно. Найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить». Вы даете ребенку лист бумаги с заранее заготовленными узорами. Верхний узор – рисунок Мальвины, а нижний – Буратино.

«Был у зайца огород»

Цель: развивать пантомимические навыки, развивать мимику и пластические способности детей; развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.

Ход игры: Взрослый читает, дети имитируют движения.
Был у зайки огород,
Ровненьких две грядки.
Там играл зимой в снежки,
Ну а летом — в прятки.
А весною в огород
Зайка с радостью идет.
Но сначала всё вскопает,
А потом всё разровняет,
Семена посеет ловко
И пойдет сажать морковку
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
И как раз вот здесь, сейчас,
Быстро закончился рассказ!

«Король»

Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры: Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные — работники договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).

«Ассоциации»

Цель: развивать связную речь, память, внимание.

Ход игры: игроки по очереди называют слово, а остальные должны назвать другие, которые у них ассоциируются с названным.

«Угадай, кто я?»

Цель: развивать связную речь, память, внимание.

Ход игры: одному участнику прикрепляют на спину листок с картинкой, а он должен угадать ее по наводящим вопросам. Другой вариант – игроку дают слово, которое он должен изобразить жестами и мимикой так, чтобы другие отгадали его.

Раздел 2. Социально-коммуникативные игры.

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий.

Педагог-психолог МБДОУ№7 «Рябинка» Ярлыкова Е.В.

Педагог-психолог МБДОУ№9 «Аленушка» Мезенцева Е.Ю.

Педагог-психолог МБДОУ Краснокаменский детский сад №5 «Капелька»
Гарань Н.М.

Картотека социально-коммуникативных игр для детей 2-3 лет.

«Разговор по телефону»

Цель: формирование культуры ведения диалога.

Ход игры: разыграть разговор с подругой (другом) по телефону, предварительно пригласив к трубке.

«Найди отличие»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: лист бумаги, карандаши.

Ход игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.

«Прошу – не надо»

Цель: научить детей выражать положительные и отрицательные эмоции жестами.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения, помогает найти нужные движения (с ласковым произнесением слова «прошу” рука выводится вперёд раскрытой ладонью вверх, с твёрдым «не надо” – кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повёрнута «от себя”).

«В зоопарке»

Цель: позволить детям примерить на себя различные роли – доброго, злого, хитрого, трусливого и т. д.; повысить уровень самооценки.

Ход игры: предлагаем поиграть: «Представь, что мы пришли в зоопарк. Мы будет прогуливаться, переходить от клетки к клетке, наблюдать за поведением животных. Наша задача – изобразить, как ведет себя хозяин каждой клетки». Родитель называет различных животных, дети в течение 3–4 минут изображают названного зверя, затем предлагает следующее животное. Лучше всего предлагать детям названия животных в паре с прилагательным, характеризующим его: злой волк, трусливый зайчик, сердитый медведь, добрый слон, шустрый мышонок, хитрая лиса, ленивый кот, свирепый тигр и т. д.

Картотека социально-коммуникативных игр для детей 3-4 лет.

«Чудесный мешочек»

Цель: расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

Ход игры: поочередно узнавать на ощупь предмет, называть его и доставать из мешочка.

«Ласковые лапки»

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.

Ход игры: взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими. Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Разговор через стекло»

Цель: развитие внимания, коммуникативных навыков.
Ход игры: Один игрок как будто  находится в магазине. А второй – на улице. Но они забыли договориться о том, что нужно купить в магазине. Игрок «на улице» жестами передает игроку «в магазине»,  что ему нужно купить.  Кричать бесполезно: стекло толстое, не услышат. Можно объясняться только жестами. В конце игры игроки обмениваются информацией – что нужно было купить,  что понял покупатель из жестов своего товарища по игре. Другая команда отгадывает. Потом команды меняются ролями. Игра интересна как детям, так и взрослым.  «Ходить» можно в разные магазины – и в «детский мир», и в «зоомагазин», и в «супермаркет».

«Хорошие слова»

Цель: научить говорить друг другу теплые слова.

Ход игры: «В одном далеком городе дети стали говорить много плохих слов, а хорошие совсем забыли. Хорошие слова очень устали сидеть без дела и решили уйти из этого города в другие места, где дети не забывают их. А в этом городе началось что-то страшное. Дети стали обзываться, совсем перестали дружить, воспитатели в детских садах совсем перестали хвалить детей, мамы и папы стали только ругать своих малышей. Очень тяжело пришлось деткам, и пошли они искать хорошие слова, чтобы просить их вернуться в их город. Очень долго дети искали эти слова и, наконец, нашли. Хорошие слова очень обрадовались, что они снова стали нужны детям, и с радостью вернулись. Но теперь, стоит кому-то сказать плохое слово, все тут же вспоминают, как хорошие слова уходили из города, и всем сразу уже не хочется ругаться. Давайте вспомним хорошие слова, которые мы знаем, и скажем их друг другу». Обращаясь к другим, называют добрые слова, которые им знакомы.

«Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры: взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее ребенок превращается в маму, другой – в ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п.

«Проснись»

Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Ход игры: ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!” и т.п. Взрослый: «Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня после сна не испугать. Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся” может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и «маме”».

Картотека социально-коммуникативных игр для детей 4-5 лет.

«Зеркало»

Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности.

Ход игры: 1 вариант: взрослый, стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют. 2 вариант: взрослый изображает одно эмоциональное состояние, а ребенок любое другое.

«Магазин»

Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично.

Ход игры: ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.

«Ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Ход игры: дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают различные препятствия.
1. Проползти под столом.
2. Обогнуть “широкое озеро”.
3. Пробраться через “дремучий лес”.
4. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
— Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
— снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
— ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

«Зайчики»

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Ход игры: взрослый просит ребёнка представить себя веселым зайчиком в цирке, играющим на воображаемом барабане. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание ребёнка на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, взрослый говорит: «Как сильно зайчик стучит на барабане! А ты чувствуешь, как напряжены у него лапки? Ощущаешь, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуешь, как напряглись у тебя мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит… А кулачки напряженно стучат!.. Давай еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения…»

Картотека социально-коммуникативных игр для детей 5-6 лет.

«Покажи себя»

Цель: развить умения выражать свои чувства.

Ход игры: раздайте детям маски или пусть они их сделают сами. Каждый ребенок возьмет себе новое имя и в игре поведет себя в соответствии со своей новой ролью. Преобразиться можно также, раскрасив лицо. Для выражения чувств могут быть задействованы куклы.

«Что нового?»

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях, развитие зрительного внимания.

Условия игры. Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети должны сказать, какие изменения произошли.

«Слепец и поводырь»

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Ход игры: один закрывает глаза, а другой водит его по комнате, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями.

«Пресс-конференция»

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Ход игры: дети или родители участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

«Хор животных»

Цель: игра направлена на взаимодействие отдельных объединений детей, сплачиванию детских коллективов.

Ход игры: детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась ёлочка» не словами. А звуками животных, изображённых на картинках. Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря! Продолжают коровки: «Му-му-му-му!». Затем можно подключится ведущему и гостям (родители, педагоги) поющими как котята: «Мяу-мяу-мяу!»

Картотека социально-коммуникативных игр для детей 6-7 лет.

«Дрозды»

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход игры: Встать друг напротив друга и говорить слова:
Я дрозд. (Показывают на себя.)
И ты дрозд. (Показывают на своего  партнёра.) У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.)
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

«Рисунок  на  спине»

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.

Ход игры: ребенок встаёт первым, взрослый — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано.

«Холодно – горячо, право – лево»

Цель: развить доверие и ориентировку в пространстве.

Ход игры: взрослый прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно».

«Разговор с руками»

Цель: установление контакта с ребёнком, снятие негативных состояний, обучение контролю над своими действиями.

Ход игры: если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

Раздел 3. Подвижные и малоподвижные игры.

Цель подвижных и малоподвижных игр — дать выход накопившейся энергии, постепенный переход от возбужденного состояния к спокойному, повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье.
Педагог-психолог МБДОУ Имисский детский сад «Сказка»
Диденко И.В.

Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей 2-3 лет.

«Прокати мяч»

Цель: обучать простым играм с мячом; развивать внимание и быстроту реакции.

Ход игры: Взрослый усаживает ребенка напротив (3—4 м). Ребенок сидит на полу, раздвинув ноги в стороны. Взрослый сидит напротив и катит мяч ребёнку. Ребенок ловит мяч, а потом катит его назад взрослому.

«Солнышко и дождик»

Цель: развивать у ребенка умение бегать, быстро реагировать на сигнал.

Ход игры: игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Домиками служат либо стульчики, либо круги на земле.
Взрослый поворачивает стул спинкой вперед и предлагает ребенку сделать то же самое со своим стульчиком. «Смотри, получился домик», — говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая из-за спинки, как в окошко. Взрослый предлагает «выглянуть в окошко» и помахать рукой.
Так стульчики становятся домиками.
«Какая хорошая погода! — говорит взрослый, выглянув в окошко. — Сейчас выйду и позову … поиграть!» Он выходит на середину комнаты и зовет ребенка погулять. Малыш выбегает и подходит ко взрослому, а он произносит следующий текст:
Смотрит солнышко в окошко,
Наши глазки щурятся.
Мы захлопаем в ладошки,
И бегом на улицу!
Ребенок по возможности повторяет стишок, а затем под слова «Топ-топ-топ» и «Хлоп-хлоп-хлоп» топает ножками и хлопает в ладошки, подражая взрослому.
«А теперь побегаем!» — предлагает взрослый и убегает. Ребенок бегает по комнате. Неожиданно взрослый говорит: «Посмотри, дождик идет! Скорее домой!» Ребенок спешит в свой домик.
«Послушай, как барабанит дождик по крышам, — говорит взрослый и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. — Стало очень скучно. Давай попросим дождик перестать капать». Взрослый читает народную потешку:
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капли не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Шум дождя вначале усиливается, но постепенно утихает, а вскоре и совсем прекращается. «Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет», — говорит взрослый, выходя из своего домика. Он делает вид, что смотрит на небо и зовет ребенка: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходи погулять!»
Ребенок опять подходит ко взрослому и вслед за ним повторяет стихотворение про солнышко и выполняет забавные движения. Можно побегать, попрыгать, поплясать, но до тех пор, пока взрослый снова не скажет: «Ой, дождик начинается!»

«Кошка и мышка»

Цель: умение реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Ход игры: игра проводится в комнате (на ковре) или на лужайке, покрытой мягкой травой. На середине комнаты (на ковре) или лужайке натягивают шнур. С одной стороны огороженного пространства — домик мышки. Взрослый — кошка. Она садится на стул или пенёк. Мышка сидит в норке. Взрослый говорит:
Кошка мышку сторожит,
Притворилась, будто спит.
Мышка вылезает из норки (подлезает под шнур) и бегает.
Через некоторое время взрослый говорит:
Тише мышка, не шуми,
Кошку ты не разбуди…
Кошка слезает со стула, встаёт на четвереньки, выгибает спину, громко произносит: «мяу» — и ловит мышку, она бежит в свою норку (не подлезать под шнур). Затем роль кошки поручается ребёнку.

Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей 3-4 лет.

«Воробушек и кот»

Цель: учить ребенка мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место, приучать ребенка быть осторожным, занимая место.

Ход игры: ребенок стоит около стены комнаты на скамеечке, на большом кубике или в обруче, положенном на пол. Это — «воробышек на крыше» или в «гнездышке». Поодаль сидит «кошка», роль которой исполняет взрослый. Он говорит: «Воробышек полетел». Воробышек спрыгивает с крыши или выпрыгивает из гнездышка и, расправив крылья, бегает по всей комнате. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробышка, который должен спрятаться от нее на крыше или в гнездышке, заняв свое место. Затем можно поменяться ролями.

«Наседка и цыпленок»

Цель: учить ребенка подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; приучать его действовать по сигналу.

Ход игры: ребенок изображает «цыпленка», взрослый — «наседку».

На одной стороне площадки огорожено веревкой место — «дом», где помещаются цыпленок с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стульями на высоте 40—50 см).

Наседка переступает через веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыпленка: «Ко-ко-ко-ко». По этому сигналу цыпленок подлезает под веревку, бежит к наседке и вместе с ней гуляет по площадке.

Когда взрослый говорит «большая птица», цыпленок бежит домой, пролезая обратно под веревкой.

Взрослый говорит «большая птица» только после того, как ребенок немного побегал по площадке.

«Лягушка»

Цель: приучать ребенка слушать текст и выполнять движения с текстом; учить его подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста; доставить ребенку радость.

Ход игры: посередине площадки чертят круг или кладут толстый шнур в форме круга. Ребенок располагается в кругу, взрослый садится на стул, стоящий на расстоянии от круга. Взрослый говорит следующие стихи:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачет, вытянувши ножки.

Ребенок подпрыгивает, изображая «лягушку». По окончании стихотворения взрослый хлопает в ладоши (пугает лягушку); лягушка прыгает в «болотце» — перепрыгивает через черту — и тихонько присаживается на корточки. При повторении игры роли меняются.

Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей 4-5 лет.

«Птичка и кошка»

Цель: учить двигаться по сигналу, развивать внимание и ловкость.

Ход игры: в большом кругу сидит «кошка», за кругом – «птичка». «Кошка» засыпает, а «птичка» или «птички» впрыгивают в круг и летают там, присаживаются, клюют зерна. «Кошка» просыпается и начинает ловить «птицу», а они убегают за круг. Пойманную «птичку» кошка отводит в середину круга. Она становится кошкой.

«Пчелка»

Цель: учить действовать по словесному сигналу; развивать быстроту, ловкость; упражнять в диалогической речи.

Ход игры: ребенок — пчелка, он бегает по комнате, размахивает крыльями, жужжит: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (взрослый) и говорит:
Мишка-медведь идет,
Мед у пчелки унесет.
Пчелка отвечает:
Этот улей — домик мой.
Уходи, медведь, домой,
Ж-ж-ж-ж!
Пчелка машет крыльями, жужжит, прогоняя медведя.

«Совушка»

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры: ребенок располагается на площадке, где хочет. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Взрослый говорит: «День наступает – все оживает». Ребенок свободно двигается по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочки, стрекозы и т.д.

Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Ребенок должен немедленно остановиться в том положении, в котором его застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо него и зорко осматривает. Если ребенок пошевелится или засмеется, «сова» отправляет к себе в «дупло». Роли меняются. Выигрывает та «сова», которая поймала большее число раз.

Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей 5-6 лет.

«Ловишки»

Цель: учить ребенка свободно бегать, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Ход игры: ребенок стоит в круге, начерченном на земле, у него имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. Взрослый — Ловишка. По сигналу взрослого: «Раз, два, три – лови!» ребенок бежит по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – ребенок бежит в круг». Роли меняются, игра повторяется.

«Уголки»

Цель: учить ребенка перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Ход игры: дети становятся возле дерева или в одном из кружочков, начерченных на земле. Взрослый подходит к любому ребенку и говорит «Мышка, мышка продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий уходит. В это время дети перебегают в другие места — меняются, а водящий старается вперед занять свободное место. Если это ему удастся, оставшийся без уголка становится водящим.

«Мышеловка»

Цель: развивать у ребенка выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге, приседании, ходьбе. Способствовать развитию речи.

Ход игры: чертят круг – мышеловку. Ребенок – мышь, он находятся вне круга. Взрослый отворачивается, приговаривая «Ах как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловку – переловим всех сейчас». Мышка вбегает в мышеловку и выбегает из нее, по слову взрослого «Хлоп» – мышеловка захлопнулась и взрослый поворачивается. Если ребенок не успел выбежать из круга, то считается пойманным. Пойманная мышка переходит в роль мышеловки.

Картотека подвижных и малоподвижных игр для детей 6-7 лет.

«Пять шагов»

Цель: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.

Ход игры: нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя (женское или мужское в зависимости от задания). Задание поочередно выполняют ребенок и взрослый. Можно называть не имена, а, например, зверей, рыб, птиц и т. д.

«Запрещённое движение»

Цель: развивать моторную память.

Ход игры: ребенок становится напротив взрослого. Взрослый выполняет различные движения, указав, какое из них – запрещённое. Ребенок повторяет все движения, кроме запрещённого. Если повторил запрещённое движение, получает штрафные очки. Затем меняются ролями. Запрещённое движение надо менять через 4 – 5 повторений.

«Зеркало»

Цель: воспитывать артистичность и выразительность движений.

Ход игры: взрослый и ребенок находятся на площадке, лицом друг к другу. Ребенок – это отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.). Ребенок одновременно с водящим копирует все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику. Роль водящего может выполнять как взрослый, так и ребёнок.

Раздел 4. Игры для развития мелкой моторики и художественного творчества.

Мелкая моторика выражается в способности ребёнка выполнять точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Данные игры развивают и тренируют координацию движений пальцев, их моторную ловкость, внимание. Игры, связанные с художественным творчеством воспитывают чувство прекрасного. Развивают творческие способности, восприятие, воображение, мышление.

Педагог-психолог МБДОУ Пойловский детский сад «Солнышко»
Маркевич Л.В.

Педагог-психолог МБДОУ№9 «Аленушка» Мезенцева Е.Ю.

Картотека игры для развития мелкой моторики и художественного творчества для детей 2-3 лет.

«Апельсин»

Цель: развитие мелкой моторики, речи и формирование знаний о диких птицах и животных.

Ход игры: Мы делили апельсин. (левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один,
Эта долька – для ежа (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для котят,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для бобра.
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)

«Игры с карандашом»

Цель: развитие мелкой моторики

Оборудование: карандаш

Ход игры:
1. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
2. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец — снизу.

«Игры с шариками»

Цель: развитие мелкой моторики

Оборудование: разнообразные шарики

Ход игры:
1. Попасть шариком в цель (в игрушку).
2. Прокатить шарик по столу:   подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.

«Игры со счётными палочками»

Цель: развитие мелкой моторики

Оборудование: счетные палочки, карточки с изображением предметов.

Ход игры:
1. Выкладывание геометрических фигур.
2. Составление узоров.
3. Выкладывание предметов.

«Золушка»

Цель: развитие мелкой моторики

Ход игры: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого.

Усложненный вариант:        попросите ребенка брать
горошины большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Ложка должна быть глубокая, чтобы не рассыпать материалы.

«Бусы для любимой бабушки»

Цель: развитие мелкой моторики

Ход игры: потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Нанизать макаронины на шнурок.

Картотека игры для развития мелкой моторики и художественного творчества для детей 3-4 лет.

«Облака, белогривые лошадки…»

Цель: развить творческое воображение, целостное восприятие.

Ход игры: понаблюдайте за облаками. На что они похожи? Какие они? Веселые, грустные? Почему? Фантазируйте вместе с ребенком. Поощряйте его. Закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки.

Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки…». А может, облака похожи на сказочную птицу? Животное? Усложняем: сочините сказку про облако.

«Кто кем будет?»

Цель: развить творческое воображение и мышление

Ход игры: спросите у ребенка, кем будет (чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, кирпич, желудь, семечко, икринка, мука, больной, слабый?.. Желательно, чтобы ребенок дал несколько вариантов ответов. Например, из яйца может быть — птенец, крокодил, змея, яичница… А может, сказочная птица, динозавр? Зарисуйте ваши ответы и сделайте выставку рисунков. Закрепляем: в эту игру можно играть каждый день и везде (на улице, в дороге…). Можно выбрать другой вариант игры «Кем был (чем был) раньше — цыпленок, дом (кирпич), яблоня (семечко)»? Усложняем: в дальнейшем берите для игры качества предметов, их материал, их развитие, черты характера. Например, кем были (чем были) ваза, шарик, дядя?..

«Гори, гори, свеча»

Цель: развить воображение

Оборудование: свеча.

Ход игры: зажгите вечером свечку — дети очень любят это. Угадывайте, на что похожи тени на стене. Расскажите в этой таинственной и волшебной обстановке любимую сказку или придумайте свою.

«Театр в коробке»

Цель: развить связную речь

Оборудование: коробки из-под обуви, игрушки, фонарик.

Ход игры: если дождливая погода долго не выпускает вас на улицу, не грустите и не сидите, сложа руки, а лучше смастерите свой настольный театр. В коробке из-под обуви прорежьте окошечко. Сделайте шторы из ткани или гофрированной бумаги, закрепите их скотчем к окошку. А в домик положите включенный фонарик — подсветку. Театр готов, а герои у вас под рукой. Любые мелкие игрушки подойдут для этого. Сказку можно рассказать про зайца и лису — про то, как лиса его обидела.

Закрепляем: а если ребенок сам покажет и расскажет вам несложную сказку, например, про Колобка? Колобка можно сделать из теста, пластилина.

Картотека игры для развития мелкой моторики и художественного творчества для детей 4-5 лет.

«Игра с геометрическими резинками»

Цель: развить мелкую моторику рук

Ход игры: Можно купить готовый планшет с гвоздями, или попросить отца смастерить такую ​​дощечку, прибив цветные кнопки на дощечки.

Выкладывайте с ребенком, различные геометрические фигурки и тренируйте пальчики.

«Упражнения с пинцетом»

Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.

Оборудование: пинцет, мелкие «пуговички» (я сделала их из влаговпитывающих салфеток для кухни с помощью дырокола), несколько маленьких мисочек.

Ход игры:  раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).

«Дорожки»

Цель: развивать точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.

Оборудование: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.

Ход игры: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.

Настольная игра «Футбол»

Цель: развитие мелкой моторики, художественного вкуса.

Ход игры: берем пенопласт и закрашиваем его зеленой гуашью со всех сторон.

Белой гуашью делаем разметку (по периметру «поля» и в центре)

Распечатать шаблоны на принтере необходимого размера.

Предложить детям раскрасить целую футбольную команду. При помощи клея приклеиваем ворота. Если у вас нет готовых ворот, можно их сделать самим, разрезав небольшую коробочку пополам.

Картотека игры для развития мелкой моторики и художественного творчества для детей 5-6 лет.

«Раскрась правильно»

Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

Оборудование: карандаши, контурные изображения различных предметов.

Ход игры: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Взрослый раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).

«Бумажные поделки»

Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.

Ход игры: предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).

«Театр теней»

Цель: развивать мелкую моторику.

Оборудование: экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь.

Ход игры: перед игрой необходимо затемнить комнату, источник света должен освещать экран на расстоянии 4—5 м. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещения рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 м от экрана. Детям предлагается при помощи рук создать теневые фигуры (птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка). «Актеры» теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывая сценки.

«Ажурный рисунок»

Цель: развивать точность движений.

Оборудование: зубочистка или шпажка, лист с нарисованным простым рисунком, буквой, цифрой или вырезанная из картона фигура-шаблон, сложенная в несколько слоёв ткань.

Ход игры: лист с рисунком положить на сложенную в несколько слоёв ткань, ребёнок зубочисткой или шпажкой прокалывает дырочки по контуру рисунка, по окончании работы посмотреть рисунок на свет.

Картотека игры для развития мелкой моторики и художественного творчества для детей 6-7 лет.

«Маленький скульптор»

Цель: развитие мелкой моторики и воображения

Ход игры: Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек.

«Трафареты»

Цель: развить точность движений

Ход игры: начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеют маленькую толщину, и ребенку не удобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно «пухлыми». Хороший выход — вырезать их из куска линолеума.

«Картина из бусин»

Цель: развивать точность движений, творческое воображение.

Ход игры: на листе картона выложить рисунок из бусин по желанию.

«Скручивание лент»

Цель: развивать точность движений.

Оборудование: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)

Ход игры: предложить скрутить ленты от одного края к другому кто быстрее.