С ИНТЕЛЛЕКТОМ РЕБЕНКА НАДО РАБОТАТЬ С РОЖДЕНИЯ!

17.01.2018

Педагог – психолог: Терских К.А.

Советы психолога

Интеллект – некая интегративная функция мозга, свойство врожденное. Его базисные функции: память, речь, внимание, мышление, восприятие.

Как и при других заболеваниях психики, умственная отсталость может быть генетически обусловлена. При низком интеллектуальном развитии родителей ребенок, скорее всего не будет отличаться высоким интеллектом. Впрочем, не до конца понятно: то ли ребенок рождается умственно отсталым, то ли он в процессе жизни с умственно отсталыми родителями задерживается в своем развитии. На возникновение умственной отсталости у детей влияют радиация, пожилой возраст отца или матери, алкоголизм или наркомания, венерические заболевания родителей. А бывает травма головного мозга младенца во время тяжелых родов, краснуха, перенесенная матерью в первый триместр беременности, применение больших доз антибиотиков. Если ребенок родился нормальным, но в первые годы после рождения тяжело заболел, это способно затормозить развитие его интеллекта.

Педагогическая запущенность — это когда развитием ребенка не занимаются, что сначала приводит к задержке психического развития, а затем и к блокаде базисных составляющих интеллекта. Если не развивать интеллект, он останется в зачаточном состоянии.

Так, месяцев с двух – трех ребенок протягивает руки к предмету в соответствии с расстоянием от предмета. У него в уме происходит формальная переработка информации, и в мозг подаются указания. Это проявляют себя врожденные предпосылки интеллекта, которые обязательно следует развивать. Если с ребенком никто не будет разговаривать и заниматься, он может вырасти неловким, движения его будут нескоординированы, порывисты.

В дальнейшем появляется понимание формы и размера предмета, потом – цвета. Это тоже требует тренировки. Если с ребенком не заниматься, то он, будучи интеллектуально нормальным, не умеет различать форму, размер, цвет и производит впечатление ребенка с умственной недостаточностью.

Задержка развития проявляется на первом году жизни. Ребенок позже, чем положено в норме, начинает держать голову, сидеть, стоять, ходить, долго берет предмет ладонью, а не пальчиками. Потом у него возникает задержка речи и мыслительных операций. Невропатологи, а теперь уже и педиатры выявляют задержку развития очень рано. Но после постановки диагноза только в редких случаях назначаются препараты, стимулирующие умственное развитие. Если нет возможности лечить лекарствами, надо делать ребенку массаж, играть, усиленно проявлять к нему внимание. Однако часто возникает излишнее усиление симбиотической связи ребенка с матерью, гиперопека. Ребенок перекладывает все функции на мать: она должна его кормить, одевать. Когда мама отказывается выполнять требования ребенка, у него развивается протестное поведение: крики, истерики, биение головы об пол, стену, разбрасывание предметов. При таких детско-родительских отношений от занятий нет проку. Тогда заниматься с ребенком должен другой человек: няня, бабушка. Обращение с ребенком, у которого задержка развития, должно быть требовательным. Если он не хочет выполнять задание, через некоторое время следует снова вернуться к этому и в мягкой, но настойчивой форме требовать выполнения. Ни в коем случае не уступать, особенно когда ребенок проявляет истерические реакции. Нельзя идти у него на поводу, так как таким образом портится характер и … не развивается интеллект!

Если ребенок мало интересуется игрушками, вял и много плачет, плохо спит, постоянно хочет быть на руках, пассивен в плане познания окружающего мира, его стоит показать неврологу.

Умственная отсталость диагностируется в три – четыре года. Как правило, дети идут в дошкольное учреждение, и там обнаруживается их интеллектуальная недостаточность. К трем годам у ребенка в норме формируется речь, опрятность, ориентировка в пространственных представлениях, осознание себя, своей половой принадлежности.
Ребенок должен знать форму предмета, размер, цвет, иметь представления о числах, хотя бы в пределах трех. А при подсказке – ориентироваться и во временах года. Года в четыре, максимум в пять, нормальный ребенок с выражением расскажет сказку Чуковского, у него есть понимание юмора.

Для детей с задержками развития полезен детский сад. Даже детям, у которых задержка развития обусловлена болезнью, а не педагогической запущенностью, лучше находиться в детском учреждении. Они многому научаются, это происходит в ненавязчивой форме.

Критерии определения задержек развития у семилеток, готовящихся к школе, — объем накопленных знаний. Ребенок должен уметь считать в пределах десяти туда и обратно; знать буквы (хотя бы несколько); узнавать на картинке предметы и рассказывать содержание картинки; собирать пазлы из многих составных частей; владеть понятиями размера, формы и цвета; ориентироваться в предлогах; должен уметь пересказывать небольшой рассказ, знать наизусть простые стихи, вычленять четвертый лишний, причем по главному, а не по второстепенному признаку. Ему необходимо знать времена года, дни недели, свой адрес, имена родителей. У него уже в какой-то степени должна быть натренирована воля: он должен уметь терпеть, немножко ждать и заставлять себя делать не только интересное и приятное, а и то, что необходимо, хотя и не очень нравится.