Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

ПОЧЕМУ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НАРУШЕНИЕМ НУЖНО ПЕРЕВОДИТЬ В ГРУППУ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ (ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ) НАПРАВЛЕННОСТИ?

Логопед: О.Р.Авербах

В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитие речи (ФФНР) и общим недоразвитие речи (ОНР).

В нашем детском саду функционируют две логопедические группы: старшая возрастная и подготовительная к школе.

В феврале 2020 года в детском саду прошло плановое  экспресс-обследование речи детей средних групп. Целью обследования было выявление детей, нуждающихся в коррекции речевого развития.

По результатам обследования  из 62 детей 58 ребятам с нарушениями звукопроизношения  будет рекомендован либо перевод в логопедическую группу, либо консультативные занятия с логопедом.

Естественно, предстоящие перемены в жизни ребенка вызывают тревогу и беспокойство родителей. Взрослым самим очень сложно выйти из зоны комфорта, а каково детям? Поэтому, будет своевременно и уместно более подробно рассказать, чем занимаются с детьми в логопедической группе,  в чем преимущества и особенности этой группы.

Каких детей зачисляют в логопедические группы?

В логопедические группы, правильно они называются группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи, зачисляются дети 4,5-5 лет, нуждающиеся в профессиональной помощи логопеда. Количество детей в группе (по САНПиНу) не превышает 10 человек.

Часто в логопедическую группу направляются дети, имеющие в медицинской карте неврологический статус  «задержка речевого развития» (ЗРР).

Он означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Компьютер и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной.

ЗРР констатируется обычно у детей до трёх-трёх с половиной лет. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

С каким логопедическим заключением зачисляют в логопедическую группу?

  • Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
  • ОНР (общее недоразвитие речи) третьего уровня речевого развития;
  • ОНР второго уровня речевого развития;
  • ОНР первого уровня речевого развития.
  • Что необходимо сделать родителям,

 чтобы попасть в специализированную группу?

В первую очередь логопеды детского сада отбирают детей, которые нуждаются в посещении логопедической группы.

Затем они дают рекомендации родителям, что нужно им делать. Чтобы попасть в логопедическую группу, родителям нужно оформить выписку из истории развития ребёнка, для которой ребёнка обследуют педиатр, окулист, невролог, отоларинголог, хирург, психиатр.

Затем собирается пакет документов, и ребёнок вместе с одним из родителей проходит территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК). У нас она находится в п. Курагино, но выездные заседания проходят в детском саду.

ПМПК даёт заключение, в котором рекомендует условия воспитания и программу обучения ребёнка. На основании заявления родителей и заключения ПМПК заведующая МБДОУ пишет приказ о переводе ребёнка в группу компенсирующей направленности. Процедура прохождения комиссии для поступления в группу не сложная, но требует некоторых неудобств!

Занятия в группе  начинаются с 1 сентября.

 Чем занимается логопед и воспитатели?
В каком режиме проходят занятия в логопедической группе?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Эти звуки надо автоматизировать (ввести в речь). Эта работа требует усилий не только логопеда, но и воспитателей. Воспитатели в наших группах опытные, ежедневно они помогают логопеду формировать правильную речь детей. На своих занятиях (лепке, рисовании, математике, развитии речи), в играх, в режимных моментах они постоянно следят за речью детей, исправляют ошибки.

Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок в устной речи детей.

Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

Логопед в группе проводит групповые (2 раза в неделю), подгрупповые (1 раз в неделю) и индивидуальные занятия (2-3 раза в неделю).

 Как помогают родители логопеду в группе?

 В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело, поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходимо активное участие родителей! Они должны соблюдать все рекомендации логопеда, выполнять с ребенком домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим постоянный контроль за речью малыша.

 Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

 Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?

 Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако, далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.

 Не ухудшится ли речь ребенка в логопедической группе?

Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать. Логопед и воспитатели постоянно контролируют речь детей и исправляют недостатки.

В чем плюсы посещения логопедической группы?

К плюсам можно отнести малую наполняемость группы. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели с педагогическим образованием или окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим коррекционным образованием.

С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.

 Ребёнок будет тяжело переживать смену воспитателей, смену обстановки.

В основном это — напрасные опасения родителей. Следует учесть, что в логопедическую группу часто переводится не один ребенок из вашей массовой группы, а несколько. Кроме того, дети будут встречаться с ребятами из своей прежней группы на прогулке, музыкальных и физкультурных занятиях.

Наши педагоги прекрасно понимают, что ребенку нужен контакт со старыми друзьями и всегда отпустят его пообщаться и с прежним воспитателем, и с ребятами. Опыт показывает, что дети чувствуют себя неуверенно в новой группе 1-2 недели, затем у них появляются новые друзья и все налаживается.

Конечно, окончательное решение принимают родители, но, пожалуйста, помните, что если ребенок не избавился от недостатков произношения в дошкольном возрасте, ему придется заниматься со школьным логопедом. Это увеличит и без того немалую школьную нагрузку, займет много времени и сил.

Иногда родители позже осознают необходимость посещения группы, но уже упущено много времени и до школьного обучения речь исправить невозможно. Поэтому, отказываясь от перевода ребенка в логопедическую группу, взвесьте все «за и против» и примите взвешенное решение. Если родители принимают решение не переходить в логопедическую группу, то всю ответственность о коррекции речевых нарушений они берут на себя. Родители, как жители Российской Федерации, обязаны выполнять Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.12 №273-ФЗ, статья 44, который обязывает обеспечить получение детьми общего образования.

 

В данной статье использованы материалы http://mdou64.beluo31.ru/index.php/docs/konsultatsii-dlya-roditelej

Дата обновления страницы: 19.12.2021

Решаем вместе
Проблемы с госуслугами?

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122