Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Уважаемые посетители! Вы можете получить подробную актуальную информацию о деятельности  учреждения на сайте Госвеб  
https://teremok-irba.gosuslugi.ru/ 

Поиск
Close this search box.

Серия консультаций «Развитие речи»

Консультация 11  «Развитие понимания речи»

Учитель-логопед: Н. В. Федосеева

Прежде чем развивать связную речь ребенка, нужно удостовериться, что у него в достаточной степени развито понимание речи. «Мой ребенок все прекрасно понимает». Хорошо, если так. А вы в этом уверены? А всё ли понимает ваш ребенок? Поймет ли он, если вы дадите ту же инструкцию в отрыве от конкретной ситуации?

Итак, что же включает в себя понимание речи? Оно включает в себя:

— понимание значений отдельных слов вне их демонстрации (находясь в комнате, Вы просите ребенка принести банан, и он его приносит);

— понимание значений слов вне зависимости от внешнего вида предмета, по определению сигнальных признаков объекта (у тигра – полоски, а у льва – грива. Ребенок знает это и не путает этих животных);

— понимание грамматических значений. Грамматические категории меняют само слово или образовывают новое. Ребенок, понимающий речь, может принести «морковный» без уточнения существительного, потому что он «среагирует» на морфологию;

— понимание вопросов косвенных падежей: покажи, ЧЕМ играет девочка? КОГО ты сейчас покормил?

— понимание предлогов: здесь, конечно, можно ошибиться в интерпретации, т.к. за различение предлогов еще отвечает сохранное оптико-пространственное восприятие;

— понимание логико-грамматических конструкций, сравнительной степени: старше, больше и т.п.;

— понимание переносного значения и многозначности: идти может и человек, и дождь, и часы;

— ребенок понимает не только отдельные предложения, но и тексты.

Что же вы можете предпринять, если обнаружили, что у ребенка нарушено понимание речи? Для этого необходимо:

— помогать ребенку устанавливать связи между предметами и действиями с одной стороны, и словами, их обозначающими, — с другой;

— расширять ориентировку ребенка в окружающей обстановке;

— научить ребенка узнавать знакомые предметы даже в незнакомой обстановке;

— научить ребенка узнавать в натуре и на картинке сходные, но различные по цвету, величине или форме предметы;

— побуждать ребенка выполнять по просьбе взрослого различные поручения (принести, показать);

— научить ребенка пониманию содержания простых предложений;

— научить ребенка пониманию показов несложных сюжетов, сопровождаемых словами взрослого.

Конкретные игры и упражнения будут зависеть от возраста ребенка. Работать над развитием понимания речи нужно начинать с 5-6 месяцев. Для этого возраста подойдут такие игры, как: «Прятки» («Где папа? Нет папы»), «Где кукла?» (выбор названного предмета из предложенных), игры-потешки типа «Ладушки», «До свидания» и т.д.

В дальнейшем продолжаем развивать понимание слов различных частей речи. Сначала это слова – существительные, затем глаголы, затем простые признаки. Знакомство происходит постепенно, лучше в специально организованной игре, потом закрепляется в быту. При этом взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов, одни и те же словосочетания употребляет по несколько раз, делает паузы, использует различные интонации, различную силу голоса. Слова произносятся четко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается.

Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Задав вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам.

Не стоит ждать мгновенного результата, развитие понимания речи требует времени. И конечно, лучше предотвратить проблему, чем ее решать, поэтому важно с раннего возраста уделять достаточное внимание общению с ребенком. Если же проблема с пониманием все таки возникла, а самостоятельно ее решить не получается, вы всегда можете обратиться за помощью к логопеду.

Использованные источники: https://vk.com/wall-78036366_4257; https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/10/01/razvitie-ponimaniya-rechi.

Дата обновления страницы: 18.05.2023

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122