Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Серия консультаций «Развитие речи»

Консультация 13  «Вызывание речи»

Учитель-логопед: Н. В. Федосеева

Сегодня будет затронута на первый взгляд странная тема: как развивать речь у детей, у которых, казалось бы, речи нет.

Вообще, речь бывает устная (внешняя), экспрессивная (разговорная) речь, и импрессивная, то есть восприятие и понимание речи. Кроме того, речь бывает письменная речь (включающая письмо и чтение) и внутренняя речь, обеспечивающая и как бы опосредующая устную и письменную. Последняя всегда присутствует в нашем сознании, когда мы просто думаем, слушаем кого-либо, читаем. Поэтому, отсутствие именно экспрессивной речи не говорит об отсутствии речи совсем. Однако, выражение своих мыслей словами и фразами необходимо современному человеку, поэтому очень важно, по возможности вызвать этот вид речи у неговорящего ребенка.

Как же это сделать? В идеале – обратиться за помощью к логопеду, однако, если нет такой возможности, можно попробовать предпринять что-то самостоятельно.

В первую очередь нужно создать условия, в которых бы у ребёнка появилось желание говорить. Ответственным моментом в работе с безречевыми детьми будет создание потребности подражать слову взрослого. Это может проявляться в любых звуковых комплексах («ав», «му», «ко-ко» и т.д.), затем цепочка этих звукоподражаний удлиняется до 3-4 слогов: «ав-ав-ав» или «ко-ко-ко».

В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, совершаемые ими или их близкими, а также, выражать свои желания или нежелания в доступной им звуковой форме. В этот период нельзя требовать от ребёнка правильного произнесения слов, правильного звукопроизношения, главное – чтобы он говорил, даже если ребёнок воспроизводит по подражанию хотя бы части слов.

Активизация речи детей или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка, с интересной, эмоциональной игрой.

Обязательно наличие подражательной мотивации. Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, необходимо научить ребенка подражать движениям рук и ног, действиям с предметами.

Можно проводить дыхательно-голосовые упражнения для удлинения речевого выдоха, упражнения для губ, языка, а также сочетания гимнастику и проговаривание звуков и слогов.

Следующим этапом нужно постараться вызвать у ребёнка аморфные слова, т.е. ребёнок произносит слова, звукоподражания, как он умеет, как у него получается («ба-ба», «му-му» и т.д.). Удавшиеся звуковые комплексы необходимо в игровой форме повторить с ребенком несколько раз (до 5-6 повторений). Произнести эти звукосочетания: то тихо, то громко; то медленно, то быстро; то сердито, то нежно, то ласково.

Затем следует предложить ребенку назвать свои игрушки, знакомые предметы (или предметные картинки), так же допустимы искажения и замещения звуков. Можно использовать игру «В магазин», «Прятки» и другие.

Можно предложить повторять за взрослым названия предметных картинок. Можно организовать игру в лото. Взрослый чётко, протяженно произносит ударные гласные в словах. Малыш произносит слова как может. Произношение гласных «а,о,у,и» (под ударением) желательно отработать (например, «шаааапка»).

Вызвать у ребенка двухсловные предложения с помощью соединения слов «где», «дай», «на», «вот», «тут» и слов/аморфных слов, которые малыш уже научился произносить. («Где мячик?» — «Вот мячик». «Дай кису» — «На кису»).

Далее нужно научить ребенка выражать свои желания не жестами, а словесно («дай пить», «хочу гулять» и т.д.).

Пассивный словарь (который ребёнок ещё не говорит, но понимает) должен состоять из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица; некоторых своих состояний (холодно, тепло, жарко).

В результате проделанной работы, при благополучном раскладе, у ребенка должна появиться потребность подражать слову взрослого, выраженная в любых рече-звуковых выражениях. Работа над звукопроизношением, звуконаполняемостью, слоговой структурой слова, пополнением пассивного и активного словарного запаса будут следующими этапами при условии того, что устная экспрессивная речь вызвана, у ребенка есть желание подражать звукам, говорить.

Использованные источники: https://infobliz.ru/rabota/svojstva-rechi-v-psihologii.html; https://www.defectologiya.pro/zhurnal/sposobyi_i_priemyi_vyizyivaniya_rechi_u_negovoryashhix_detej/.

Дата обновления страницы: 18.05.2023

Год педагога и наставника

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122