Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Серия консультаций «Развитие речи». Консультация 6  «Устранение нарушений звукопроизношения»

Учитель-логопед: Н. В. Найденова

Наверное, самым заметным речевым нарушением является нарушение звукопроизношения. Если ребенок или даже взрослый «картавит» или «шепелявит» — это заметно, поэтому «постановка звуков» ребенку – самый частый запрос при обращении к логопеду.

Чем же придется заниматься с ребенком при коррекции звукопроизношения? К основным этапам  коррекционной работы относятся:

— подготовительные упражнения;

— постановка звуков;

— закрепление поставленных звуков и введение их в речь;

— дифференциация звуков.

Цель подготовительного этапа — подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идёт по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.

Точные движения артикуляционного аппарата формируются в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения обычно проводят перед зеркалом, они должны выполняться четко и регулярно для достижения желаемого результата. Часто эффективность артикуляционной гимнастики повышают параллельным применением артикуляционного массажа, самомассажа.

Для выработки сильного/плавного/направленного выдоха провидится дыхательная гимнастика.

Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук.

Одним из основных видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребёнка умения улавливать разницу между правильными и искажёнными звуками.

Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту и способу образования), но произносимых ребёнком правильно.

Цель следующего этапа — добиться правильного звучания изолированного звука. Постановкой звука должен заниматься специалист (логопед), который объединит отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата, создаст артикуляционную базу данного звука, и, добавив нудного типа воздушную струю и голос (для сонорных и звонких), вызовет изолированный звук, а в последствие его отработает.

На следующем этапе (автоматизация поставленных звуков), цель которого добиться правильного произношения звука в слогах, словах, фразовой, а далее и самостоятельной речи, логопеду необходима помощь родителей. Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует большой осторожности и постепенности. Методика автоматизации и дифференциации звуков различных категорий однотипна, но требует использования различного материала, насыщенного тем или иным звуком, а методика постановки различных звуков различна, так как зависит от категории групп дефектных звуков и от характера нарушения.

На всех этапах работы по устранению нарушений  звукопроизношения важно прислушиваться к советам специалиста, четко следовать его инструкциям, четко и регулярно выполнять данные им упражнения, только в этом случае вас ждет успех.

Использованные источники: https://urok.1sept.ru/articles/595906 .

Дата обновления страницы: 29.10.2022

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122