Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Серия консультаций «Развитие речи». Консультация 8  «Расширение словарного запаса»

Учитель-логопед: Н. В. Найденова

«У меня просто слов нет!» Бедность словарного запаса сейчас является, пожалуй, самой распространённой проблемой. И это особенно расстраивает родителей, ведь, кроме «нормально», они почти ничего не слышат от своих детей, когда просят рассказать, как прошёл их день.

Кроме того, спешка приучает нас говорить коротко, отдельными словами или фразами. А дети копируют этот стиль. Что же делать? Важно не упустить момент и еще в дошкольном возрасте заняться обогащением словарного запаса ребенка.

Вот несколько советов, как расширить словарный запас дошкольника.

— старайтесь использовать не только знакомые ребенку определения вроде «большой», «маленький», «красивый», «хороший», но и другие эпитеты, которые лучше опишут предмет (высокий, крошечный, замечательный и т. п.). Близкие по значению слова делают речь выразительнее и точнее. Детям важно слышать их в речи взрослого, чтобы начать использовать самим;

— рассказывая о чем-то ребенку, используйте для описания как минимум два прилагательных;

— предлагайте ребенку сравнивать предметы, предлагая несколько вариантов на выбор, например: «Это большой или огромный медведь, маленький или крошечный муравей?»; «Пейзаж красивый или живописный?»;

— попросите ребенка сказать иначе. Например, он говорит, что рубашка чистая. Предложите придумать другой вариант — «белоснежная». Сделайте это игрой: договоритесь, что вам нельзя использовать распространенные слова, например «большой» или «маленький»;

— начиная с 4-5 лет используйте в речи фразеологизмы, многозначные слова, объясняя ребенку их смысл. Малыш начнет постепенно понимать значение подобных конструкций, анализируя ситуацию, в которой они применялись;

— читайте детям книги, из них ребенок узнает много нового, расширяет словарный запас. Дети любят, когда им читают одни и те же книги, заучивают наизусть целые отрывки. Это помогает им усвоить правильные грамматические конструкции, улучшить связность речи. Читая ребенку стихи, обратите внимание на те места, где встречаются трудные для него грамматические конструкции. Повторяйте эти фрагменты чаще — и ребенок выучит их наизусть.

— включайте детям мультфильмы, при этом лучше находить возможность посмотреть их вместе, чтобы во время просмотра говорить о том, что происходит на экране, а потом попросить ребенка пересказать то, что он увидел. Сам по себе просмотр мультфильма не развивает речь, но дает повод для обсуждения увиденного (можно обсудить вместе с ребенком детали и действия героев, попросить его пересказать сюжет), темы для сюжетно-ролевых игр. Чередуйте мультфильмы с документальными фильмами о природе, жизни людей. Такие передачи расширяют кругозор и способствуют развитию речи. Всегда обсуждайте с ребенком увиденное.

— проводите с ребенком больше времени за каким-нибудь полезным делом, например, за совместным приготовлением пищи. Можно готовить блюда разных стран и обсуждать при этом их географию или изучать состав и классификацию продуктов, которые вы используете, и тогда майонез никогда не окажется в компании молочных продуктов, а батон не будет расти на хлебном дереве. Даже то, что на сковороде жарят, а в кастрюле варят, для многих детей становится открытием. Поэтому совместное приготовление еды развивает речь, если при этом разговаривать. Совместное творчество не только сближает, но и способствует обогащению речи. И дело тут не в развитии мелкой моторики, которая, безусловно, тренируется, если вырезать, клеить, лепить, рисовать… Совместное творчество учит обсуждать план действий договариваться;

— играйте в развивающие игры. Их не обязательно покупать — можно придумать самим или вспомнить те, которые нравились вам в детстве. Вот несколько примеров известных и всеми любимых детских развлечений.

Называть признак предмета и соотносить с ним определенный предмет. Например: свежий — хлеб, газета, взгляд, огромный — небоскреб, слон, мир и т. п.

«Я знаю пять». В дошкольном возрасте важно не просто знать много слов, но и уметь относить их к категориям. Предложите ребенку назвать пять овощей или пять видов морского транспорта. Вероятно, сразу назвать пять головных уборов или пять перелетных птиц будет сложно, но регулярные игры помогут разложить все по полочкам.

Загадки. Хорошо развивают речь и мышление загадки, придуманные самостоятельно. Дети любят их не только отгадывать, но и загадывать взрослым. Такие загадки — это еще и небольшие сочинения-описания. Например: «Он маленький, колючий, живет в лесу».

«Съедобное — несъедобное».  Договоритесь с ребенком, что вы будете бросать ему мячик и называть слово. Если вы назвали что-то съедобное, то ребенок ловит мяч, если несъедобное — не ловит. Можно немного усложнить игру. Например: слова теперь называете не только вы, но и ребенок. Вы говорите слово и бросаете мяч, а ребенок ловит его и бросает вам, называя свое слово. В такой игре закрепляется и расширяется словарный запас.

Сочинение историй. Вы начинаете: «В одном городе жил мальчик…». А ребенок придумывает второе предложение. Такие истории получаются увлекательными, забавными, а порой и страшными. Но они развивают речь.

— не забывайте о вежливых словах: «пожалуйста», «спасибо», «приятного аппетита», «будь здоров». Не спешите требовать, чтобы ребенок использовал их, но следите, чтобы в вашей речи они тоже были.

Общайтесь со своим ребенком, и пусть общение несет полезное удовольствие!

Использованные источники: https://www.yaklass.ru/novosti/akcii-i-novosti-za-2021-god/stati-i-novosti-za-04-2021/kak-rebyonku-uvelichit-slovarnyj-zapas;

https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2022/05/18/kak-obogatit-slovarnyj-zapas-rebenka-13-sovetov/ .

 

Дата обновления страницы: 19.11.2022

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122