Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Серия консультаций «Развитие речи». Консультация 9  «Развитие грамматического строя речи»

Учитель-логопед: Н. В. Найденова

Грамматический строй речи — это правильное построение речи. Его формирование у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Любой тип монолога требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений. Кроме того, это важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления».

Формирование грамматического строя происходит постепенно, путем подражания. Сначала дети в своей речи не употребляют предлогов, могут путать род существительного и неправильно ставить ударение. В процессе онтогенеза и нормального речевого развития происходит обогащение словарного запаса, получение новых знаний об окружающем мире и предложения принимают правильный вид.

Проводить занятия по формированию грамматического строя речи у дошкольников  желательно в игровой форме, с мячом, игрушками, иллюстрационным материалом. Не обязательно организовывать подобные занятия специально, играть в речевые игры можно на кухне во время приготовления еды, по дороге в детский сад, проезде в транспорте, посещении магазинов. И помните, даже если у ребенка не получается что-то выполнить правильно с первого, второго раза обязательно поддержите его, похвалите за старание. Работа по формированию грамматического строя речи содержит следующие разделы: словоизменение, словообразование, согласование, формирование фразы. Приведу пример упражнений, которые можно использовать дома.

Упражнения по словообразованию. «Назови ласково и сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик…Кровать – кроватка; стул – стульчик; ведро — …,воробей -…и т.п.

«Из чего сделано?» Образование относительных прилагательных: Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева…Рыбка из стекла…Снегурочка из ваты …

«Назови детенышей», «Назови птенцов» (в единственном и множественном числе). «Измени по образцу»: У мамы с папой родился ребенок. У животных рождаются детеныши, у птиц вылупляются птенцы. А кто родился у коровы? А если не один? (телята) У собаки — …, у козы — …, у волка — …, кто вылупился у грача -…(грачата, грачонок).

«Доскажи словечко». Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит). Девочка с горы …(съезжает). Старушка через улицу … (переходит). Девочка через лужу … (перепрыгивает). Птичка из клетки … (вылетает).

Упражнения по словоизменению. «О чем ты мечтаешь?» (употребление существительных в предложном падеже) Платье – я мечтаю о платье. Туфли – я мечтаю о…

«Один – много». Взрослый называет 1 предмет, ребенок много, потом наоборот. Стул — стулья… Столы — стол…

«Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…». У меня есть свежая капуста. – А у меня нет, свежей капусты.

«А у меня нет…» (существительные единственного числа в родительном падеже). Взрослый: У меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет… У животных есть хвосты. А у тебя нет (чего?)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?)…

«Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными) Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров

«Скажи правильно» Исправь предложение и скажи правильно. В корзине лежит один (огурцы). В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

Для того чтобы формирование грамматического строя речи проходило более результативно, можно обратиться к специалисту по речи, логопеду. Он проведет диагностику, определит, на какие именно аспекты грамматики стоит обратить внимание и подберет необходимые игры.

Использованные источники: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/04/25/konsultatsiya-razvitie-grammaticheskogo-stroya-rechi;

https://dohcolonoc.ru/stati/17430-metodika-formirovaniya-grammaticheskogo-stroya-rechi-detej.html .

Дата обновления страницы: 28.11.2022

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь?

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122