Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Уважаемые посетители! Вы можете получить подробную актуальную информацию о деятельности  учреждения на сайте Госвеб  
https://teremok-irba.gosuslugi.ru/ 

Поиск
Close this search box.

Серия консультаций: «Развитие речи» Консультация 4

Консультация 4. «Причины речевых нарушений»

Учитель-логопед: Н.В. Найденова

В этой консультации разберемся, что может привести к нарушениям речи. Причинами речевых нарушений являются различные воздействия на организм внешнего (экзогенного), внутреннего (эндогенного) факторов или же их влияние в совокупности. Поэтому все причины можно разделить на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним причинам нарушений речи относятся:

— внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развитию плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес.;

— внутриутробная гипоксия плода. Токсикозы, гестозы беременности, патология плаценты, повышение артериального давления у беременной, а также различные соматические заболевания матери могут стать причиной гипоксии плода;

— инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция);

— травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы;

— несовместимость крови матери и плода (резус-конфликт или конфликт по группе крови). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество — непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха;

— родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям. К асфиксии (или гипоксии) во время родов может привести различная акушерская патология (неправильное предлежание плода, многоплодная беременность, многоводие, преждевременное отхождение околоплодных вод, узкий таз, затяжные или стремительные роды);

— употребление алкоголя, наркотических веществ и табачных изделий матерью во время беременности. В науке описан алкогольный эмбриотический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития. Никотин отрицательно воздействует на процессы кровообращения в матке и плаценте, что приводит к замедлению транспортировки аминокислот от матери к плоду;

— работа на вредном производстве (чрезмерные физические нагрузки, контакт с вредными химическими веществами, воздействие ультрафиолетового излучения, ионизирующей радиации);

— особенность психического состояния нервной системы матери в период беременности (стресс, длительно текущее депрессивное состояние, нагрузки социального характера, экономические и материальные трудности);

— наследственная предрасположенность, генетические аномалии. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя;

— заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, хронические заболевания).

К внешним причинам нарушений речи относятся следующие:

— неблагоприятные социально-бытовые условия, могут приводить к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи;

— окружение ребенка родственниками с дефектами речи. И если в семье имеются старшие дети с дефектом звукопроизношения, важно своевременно заняться его исправлением;

— стресс, испуг, психотравмирующая ситуация в семье и другие различные психические травмы могут стать причиной возникновения нарушения речи. Помимо того, что это задерживает развитие речи, в ряде случаев это может приводить и к психогенным речевым расстройствам: мутизм или невротическое заикание;

— недостаток общения. Сам факт общения имеет большое значение в развитии речи. Ребенку недостаточно просто слышать звуки (телевизор, радио), необходимо именно прямое общение со взрослыми. Важно общаться с ребенком соответственно его возрасту. Если с ребенком первого года жизни нормой является поддерживать эмоциональное общение, то с ребенком по старше (2-3 года) следует переходить уже на предметно-действенное общение. Если же этот переход не осуществляется, то следует задуматься о риске возникновения задержки психо-речевого развития;

— подлаживание взрослых под детскую речь (сюсюкание) является одним из видов неблагоприятного социального воздействия, которое может мешать развитию речи и закреплять неправильное звукопроизношение.

Во избежание осложнений, при планировании и в процессе беременности женщине важно беречь себя, вовремя проходить диспансеризацию, не пропускать консультации врачей и плановые процедуры, не допускать обострения хронических заболеваний, не отказываться от госпитализации, если это необходимо. Если все же не удалось предупредить неблагоприятное развитие плода или случилась родовая травма, не стоит отчаиваться, существует множество различных специалистов, способных оказать помощь  ребенку. Главное во время заметить неладное и обратиться за помощью.

Какой бы ни была причина речевого расстройства ребенка: физиологическая, неврологическая, психическая или педагогическая, в этом нет вины ребенка, поэтому единственно правильное решение в этом случае со стороны родителей – сделать все возможное для того, чтобы постараться деликатно исправить проблему настолько, насколько это возможно. Способы устранения неосложненных нарушений различных компонентов речи рассмотрим в следующих консультациях.

Источники:

  1. Абдулманапова З. М., Валиева П. В. Причины речевых нарушений // Актуальные исследования. 2020. №23 (26). Ч.II. С. 58-60. URL: https://apni.ru/article/1566-prichini-rechevikh-narushenij
  2. Логопедия / Под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. М., 2002.
  3. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Левиной Р.Е. М., 1967.
  4. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.

Дата обновления страницы: 13.03.2022

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122