Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Уважаемые посетители! Вы можете получить подробную актуальную информацию о деятельности  учреждения на сайте Госвеб  
https://teremok-irba.gosuslugi.ru/ 

Поиск
Close this search box.

«Что такое буквы и как их запомнить»

Учитель-логопед: Н. В. Федосеева

После того, как дошкольники познакомились со звуками, можно переходить к буквам. Что же такое буква и как понять, где звук, где буква, ведь часто они даже называются одинаково (буква «А» и звук «А»).

Конечно, у согласных букв «имена» не идентичные со звуками (звук «М», буква «ЭМ», звук «Х», буква «ХА»). Однако дошкольникам на первых порах лучше называть букву коротко, так же как называется звук, чтобы не появились проблемы при чтении. Если ребенок начнет читать слово, используя названия согласных букв, то есть риск прочитать вместо слова «баба» «бэабэа». Позже ребенок обязательно узнает, как называется та или иная буква в алфавите, но вначале это ему ни к чему.

Итак, как называть буквы разобрались, а как отличить букву от звука? Все просто. То, что мы видим и можем написать – это буква, а то, что мы слышим и можем произнести – это звук.

Все понятно, осталось выучить буквы и начать читать. А вот с этим часто возникают проблемы, так как запомнить тридцать три фигурки, не ассоциирующиеся у детей ни с чем не так просто. При этом нужно понимать, что обычная зубрежка в этом случае малоэффективна, лучше развивать функции, которые необходимы для процесса запоминания букв.

Чтобы ребенок запомнил букву, нужно закрепить ее образ в памяти малыша. Закрепление образа проходит в два этапа: сначала развивается восприятие буквы, а затем ее представление — то есть умение узнавать ее в тексте и написать.

Закрепить восприятие буквы помогут такие способы:

— рисовать буквы на бумаге кисточкой, пальчиком на картоне восковыми мелками, на асфальте мелом;

— рисовать буквы на песке или манке пальцем;

— обводить буквы карандашом по пунктирному контуру;

— лепить буквы из пластилина, плотного теста;

— вырезать буквы из цветной бумаги, делать аппликации в виде букв;

— делать буквы из мягкой проволоки;

— выкладывать буквы из горошинок, фасоли, счетных палочек;

— превращать одну букву из счетных палочек в другую, перекладывая ее элементы (например, превращать букву «К» в «Х» или «А» в «Л»);

— делать печенье в форме букв, выкладывать буквы из ягод (например, в тарелке с кашей);

— достраивать буквы (когда часть написана, а часть нужно дописать по пунктирному контуру или по памяти);

— находить названную букву на ощупь среди других пластмассовых букв, сложенных в мешочек;

— играть с большой буквой, выложенной на полу или нарисованной на асфальте (например, ходить по ее контуру, прыгать на одной ножке, прыгать внутрь замкнутых элементов и из них и т. д.)

— находить ассоциативные образы букв (например, «О» похожа на бублик, «С» — на надкушенный бублик, «П» — на перевернутую вверх дном коробку), дорисовывать буквам части, превращая их в знакомый предмет;

— находить буквы на вывесках и объявлениях;

— угадывать буквы по силуэту или по рисунку, в который вписана буква (например, «С» — спящая кошка, которая вытянула лапки, «Д» — домик).

Если ребенок запомнил элементы буквы, но пишет ее зеркально, меняет местами элементы, то, возможно, ему помогут упражнения на формирование пространственного восприятия:

— повторите с ребенком названия частей тела, используя понятия «над», «под», «верх», «низ», «справа», «слева»:

— просите ребенка поднять правую руку, правую ногу, показать левое ухо или глаз;

— закрепите эти понятия на окружающих предметах: «Что лежит на столе?», «Что стоит слева от шкафа?», «С какой стороны от тебя собачка?»;

— поиграйте в «Поиски клада», через записки, описывающие местоположение;

— поиграйте в «Робота»: ребенок выполняет команды, как будто он робот: «сделай два шага вправо и три шага вперед», «сделай два прыжка вперед на правой ноге».

Не нужно знать все буквы сразу, чтобы начать учиться читать. Для сливания своих первых слогов достаточно запомнить несколько гласных (лучше брать те, которые не смягчают предыдущий согласный: «а», «о», «у», «э», «ы») и один-два согласных. А как научить ребенка сливать звуки в слоги мы осудим в следующей консультации.

 

Использованные источники: https://iq007.ru/blog/for_parents/rebyonok-ne-zapominaet-bukvy .

Дата обновления страницы: 29.11.2023

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122