Учитель-логопед:
О.Р.Авербах
Среди родителей дошкольников одинаково популярны два мнения о логопедической группе. Мнение первое: логопедическая группа — хорошо, так как в ней меньше детей и больше развивающих занятий.
Мнение второе: логопедическая группа — плохо, так как ребёнок будет находиться среди неполноценных детей и ещё начнёт брать с них пример.
Чтобы выяснить, какое мнение правильное, познакомимся поближе с логопедической группой детского сада.
Логопедическая коррекционная группа — это отдельная группа детского сада, в которую принимаются дети 5 лет, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР). Как занимаются с детьми в логопедических группах?
В логопедических группах дети получают всё, что обычно, плюс дополнительные занятия. В результате значительно расширяется словарный запас, формируются навыки правильного письма и грамотной речи, происходит подробное знакомство со звукобуквенным анализом. Дети обучаются связанно излагать свои мысли, рассказывать по картинкам, пересказывать тексты
Наряду с логопедическими (компенсирующими) группами в нашем ДОУ есть комбинированные группы, которые посещают дети с нормой психофизического развития и с дети, имеющие проблемы этого плана (ЗПР).
ОНР — общее недоразвитие речи. ЗПР — задержка психического развития. Психическое развитие включает в себя — развитие эмоционально — волевой, коммуникативной, когнитивной сфер. Когнитивная сфера подразумевает развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи.
Можно сделать вывод, что при ОНР страдает только один компонент — речь. При ЗПР страдает несколько компонентов. Почти всегда страдает эмоционально — волевая сфера. Ребенок не может адекватно воспринимать и реагировать на эмоции окружающих людей. Не может адекватно выражать свои эмоции. Волевые процессы недоразвиты. У детей не развивается произвольность, а как следствие страдает когнитивная сфера — не развивается мышление, память и пр. Речь может быть не нарушена в звуковом компоненте, но лексика и грамматика будут страдать всё равно. Может страдать и звукопроизношение вследствие органических поражений.
А вот дети с ОНР таких проблем не имеют или имеют их незначительные. У них тоже страдает волевая и коммуникативные сферы, но когнитивная нарушена не так грубо. И отставание ликвидируется гораздо быстрее и легче.
Опираясь на свой опыт работы, отмечу, что большая часть детей с ОНР (тех, у кого нет грубых физиологических нарушений) это дети педагогически запущенные. Многие из них в старшей группе детского сада (возраст 6 лет), могли бы не иметь этого диагноза, выполняй родители предписания невролога в младшем возрасте.
Вот так, к сожалению, и копим нарушения. А потом перед школой давим лавиной на детей, пытаемся исправить за 2 года, то что накопилось за 5 лет!
В настоящее время нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Такие дети, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи логопеда. Многие родители понимают серьёзность речевых нарушений и значимость логопедических групп. Но иногда логопед сталкиваться с такой ситуацией, когда родители 4–5-летних детей не подозревают о серьезности нарушений речи, считая, что речь их ребенка нормальна или само собой нормализуется в школе. И родители отказываются от логопедической группы под самыми разными предлогами.
Чего же бояться родители? Они думают:
- Может мой ребенок отстает в развитии?
- Общаясь с детьми с речевыми проблемами, не станет ли говорить только хуже?
- Что такое ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)?
- Не поставят ли нам какой-нибудь «страшный» диагноз на комиссии?
- Компетентен ли логопед в детском саду? Может быть частный логопед лучше?
- Легко ли адаптируется мой ребёнок к новому воспитателю?
Я абсолютно убеждена, что единственной причиной таких отказов является необходимость вместе с ребенком ежедневно выполнять задания логопеда по тетрадям, серьезно относиться к посещению ребенком всех занятий. А если родители не будут заниматься с ребенком дома, то все старания логопеда и воспитателей будут напрасны.
В остальном же логопедическая группа ни в чем не отличается от обычной – тот же распорядок дня, те же прогулки, те же утренники, то же самое питание.
Логопедические занятия дают хорошую подготовку детям к школьному обучению.
С использованием печатных материалов: Степанова Е.В. Организация работы с родителями детей логопедической группы детского сада // Коррекционная педагогика, 2008, № 6.