«Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» (М.Монтессори).
Деловая игра для родителей «Я сам!»
Маленький ребенок — существо активное, он в этом возрасте постоянно нацелен на действие, созидание, помощь взрослым, от него то и дело слышишь: «Я сам!» Такой порыв к самостоятельности — свойство возраста, потом это уйдет. Излишняя родительская осторожность, опасения, что малыш что-нибудь испортит, а чаще всего просто нетерпение, вечная спешка мешают ребенку проявить себя. В принципе воспитание самостоятельности — это приучение ребенка к той мысли, что для него — как и для всех в доме — существуют определенные правила, и он должен этим правилам соответствовать. Родитель, поначалу обеспечивавший сто процентов жизнедеятельности малыша, должен постепенно, шаг за шагом, начинать дозировать свою помощь ребенку. Самостоятельность не означает полной свободы действий. Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как правило, детям с 2-х до 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это происходит потому, что ребенок еще не понимает, что значит «правильные действия» и «не правильные действия». Со временем малыш начнет понимать, что самостоятельность должна завершаться результатом, который устраивал бы всех.
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь. Наши дети сейчас находятся в периоде интенсивного развития психики и физиологии. Какие они наши дети? Слишком эмоциональны, слишком впечатлительны, слишком внушаемы. Важно наблюдать за развитием и поведением ребенка, и не только наблюдать, но и направлять, помогать, учить, т.е. воспитывать. Что нужно делать родителям для воспитания у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности? Именно этому была посвящена деловая игра, которую мы организовали для наших родителей совместно с педагогом – психологом нашего детского сада Поповой Н.П.
Для работы по теме нашего собрания родителям было предложено разделиться на группы для обсуждения ряда ситуаций, которые встречаются у каждого родителя при воспитании ребёнка. Предлагались задания: составить список дел, с которыми ребенок может справиться без помощи родителей, а также задания «Рассуждаем», «Разберемся в ситуации». Итогом нашей встречи с родителями было решение — только сообща, поддерживая, и понимая друг друга, педагоги и родители смогут вырастить из наших малышей всесторонне развитую самостоятельную личность.
Наблюдения за поведением детско-родительских отношений после собрания показало, что родители учли советы педагогов и с успехом применяют их в воспитании.