Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ирбинский детский сад №2 «Теремок» комбинированного вида

662943, Российская Федерация, Красноярский край, Курагинский район, пгт Большая Ирба, ул. Ленина, 22

Уважаемые посетители! Вы можете получить подробную актуальную информацию о деятельности  учреждения на сайте Госвеб  
https://teremok-irba.gosuslugi.ru/ 

Поиск
Close this search box.

Эти знакомые – не знакомые буквы.

Консультация для педагогов и родителей.

Учитель-логопед:

О.Р. Авербах

 

Иногда педагоги и родители  не прилагают особых усилий, а ребёнок всё быстро спонтанно запоминает. Но чаще бывает  так, что регулярные занятия по изучению букв не приносят должного эффекта, и он продолжает путаться и забывать буквы.

Плохому закреплению образа буквы способствует, прежде всего, несформированность функций мозга: недостаточная переработка зрительной информации (зрительное восприятие и память) и  дефицит нейродинамических процессов головного мозга (трудности концентрации внимания).

Для того чтобы запомнить букву, мозгу недостаточно проанализировать её конфигурацию и пространственное расположение элементов. Мозг должен ещё и запомнить эту информацию, чтобы не требовалось анализировать её снова и снова.

В норме восприятие буквы происходит автоматически.

Если зрительная память развита плохо, то, как бы мы ни старались запоминать с ребёнком буквы, он не сможет этого сделать, либо будет делать очень долго.

Получается, для запоминания буквы необходимы все три процесса, связанные со зрительной переработкой информации: мозг видит конфигурацию буквы, разделяет её на элементы, анализирует их расположение, соединяет это всё в единый образ и отправляет информацию в долговременную память. Поэтому, если мы сталкиваемся с трудностями запоминания букв, нам нужно развивать все три зрительных процесса.

Закономерно возникает вопрос «Что же делать?». Важно понимать: если ребёнок не запоминает буквы, простое заучивание не будет эффективно. Нужно развивать те функции, которые лежат в основе процесса.

  1. Развитие тактильного образа буквы.

Важно подольше задержаться на стадии восприятия буквы.

Для этого нужно многократно использовать её в разных вариантах:

лепить буквы из пластилина; вырезать; делать из проволоки; рисовать на песке, манке пальцем; рисовать мелками; обводить по контуру; водить пальцем по шершавой букве; готовить печенье в форме букв; складывать буквы из фасоли, гороха; конструировать буквы из счётных палочек и других элементов;  превращать одну букву в другую за счёт передвижения одного элемента; рисовать буквы в воздухе; угадывать написанные на руке (спине, ноге) или в воздухе буквы;  искать буквы вокруг (на улице, в магазине), определить на ощупь нужную букву среди других пластмассовых букв в мешочке.

  1. Развитие зрительного восприятия.

-поиск на картинке предмета по описанию (зрительная опора);

-угадывание предмета по описанию (реальные предметы, которые ребёнок видит перед собой);

-называние предмета по описанию без зрительной опоры (образ, который сохранился в памяти);

-отыскивание предмета по его тени («найди тень»);

-поиск предметов, наложенных друг на друга;

-опознание  незаконченных изображений, их дорисовывание;

-составление целого предмета из разрезанной картинки;

-игры «найди, чего на рисунке не хватает», «найди различия»;

-игра «Великан и гном» — необходимо выбрать для великана карточки с изображением больших предметов, а для гномика — маленьких предметов;

-игра «Четвёртый лишний» — среди предложенных предметов, букв, цифр найти самый маленький, самый большой, самый толстый и самый тонкий, исключить предмет по форме, цвету;

  1. Развитие зрительной памяти.

-запомнить несколько картинок и найти их среди других;

-воспроизвести фигуры, сложенные из счётных палочек, по памяти;

-вспомнить детали сюжетной картины. Взрослый задаёт наводящие вопросы: «А что в этом углу? А что нарисовано посередине?

-старая коллективная игра: водящий выходит из комнаты. Другие игроки меняют что-то во внешности либо одного, либо сразу всех участников (можно обмениваться одеждой или убирать элементы). Ведущий должен угадать, что изменилось;

-«Что изменилось?». Раскладываете перед ребёнком несколько предметов или картинок, он их запоминает, потом закрывает глаза, а взрослый меняет местами или добавляет/убирает элементы.

  1. Развитие зрительно-пространственной функции.

-Знакомство с названиями частей тела: голова, плечи, локти, кисти, запястье, бедро, коленки, голень, ступни, части лица.

-Закрепление понятий «верх», «низ», «над», «под», «выше», «ниже», «слева», «справа», «между» на частях своего тела и лица («А что у тебя под носом? Что под коленкой? Что между ушами?»).

-Графические диктанты по клеточкам.

  1. Повышение энергетического тонуса.

Для этого необходимо соблюдать общие рекомендации:

-режим дня и питания; регулярные прогулки на улице и занятия спортом;

-закаливание; пить больше чистой негазированной воды; качание на балансире (для повышения общего тонуса); удобное и правильное с точки зрения роста рабочее место и освещение, регулярное проветривание; сон не менее 9–10 часов в сутки; подвижные игры вместо гаджетов.

По материалам интернет источника: сайт mel.fm ООО «МЕЛ» .

 

Дата обновления страницы: 29.11.2023

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122