Рекомендации родителям гиперактивного ребенка
Педагог-психолог: Попова Н.П.
Прежде всего надо помнить о том, что у ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)-не поведенческая проблема и не результат плохого воспитания,а медицинский диагноз. Это расстройство нервной системы, которое проявляется характерным поведением ребенка и требует коррекции. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно он не может. Поэтому проблему нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания, замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка.
Рекомендации родителям:
1.Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
- проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании
- стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии
- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка и т.д.)
- выслушивайте то, что хочет сказать ребенок
- для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию
2.Изменение психологического климата в семье:
- уделяйте ребенку достаточно эмоционального внимания,
- проводите досуг всей семьей
- не допускайте ссор в присутствии ребенка
3.Организация режима дня и места для занятий
- установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи. Прием пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребенка за его соблюдение
- чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь
- снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания
- оградите от длительных занятий на компьютере и просмотров телевизора
- избегайте больших скоплений людей
- помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности
4. Специальная поведенческая программа:
- придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно завести дневник самоконтроля. Можно использовать балльную систему.
- не прибегайте к физическому наказанию!
- чаще хвалите ребенка
- составьте список обязанностей ребенка и повесьте листок на стену. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и не выполняйте их за него.
- воспитывайте навыки управления гневом и агрессией
- не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка
- постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком
не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время - помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап
- не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даете ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев
- давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он его мог завершить, каждые 5-7 минут делайте перерыв с физзарядкой
- поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания
- давайте ребенку возможность выбора. Вместо прямого запрета предлагайте альтернативу
- давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе- длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
- развивайте у ребенка осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1, например.
- научите ребенка размышлять вслух.
- играйте в игры с правилами, стоп-игры, в которых нужно по сигналу остановиться, например,и тп. Настольные игры на развитие внимания.
Помните, что:
вызывающее поведение вашего ребенка-его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени.
Вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия» и прощения. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения и игнорировании нежелательного необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже за несколько лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются во взрослой жизни.