Учитель-логопед:
О.Р. Авербах
Непростая задача убедить родителей в том, что ребенок 2—3 лет, общающийся только с помощью жестов и отдельных неопределенных по артикуляции звуков — это не нормально. Подавляющее большинство мам и пап считают, что стоит только ребенку поступить в детский сад, он заговорит сам, без посторонней помощи.
Все родители желают, чтобы их малыш рос здоровым, развивался в соответствии с возрастом, во время начал сидеть, ходить, говорить.
Многие родители допускают ошибку, считая, что ребенок научится говорить сам, что «он еще маленький, вот подрастет, тогда…». И пропускают самое благодатное время. Особенно не благоприятным фактором является лишение ребенка эмоционального общения, недостаточное удовлетворение его потребностей в ласке, теплоте, любви.
Подобная ситуация часто складывается в неблагополучных семьях. Если до года ребенок редко слышит обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом общении, он начинает говорить гораздо позже и усвоение языка идет у него с большим трудом. Общайтесь со своим малышом, разговаривайте с ним, побуждайте его к ответной речи, и в награду вы получите маленького человечка, смешно коверкающего звуки и слова, но зато такого интересного собеседника! Как гласит народная мудрость: «У говорливой мамы и дитя говорливое». Помните, возможность развиваться не остается неизменной. Именно в первые 3 года ребенок овладевает навыками, которые будет потом использовать на протяжении всей жизни. С годами же возможности эффективного развития постепенно угасают.
Нельзя забывать: чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание речевого развития, начавшееся в раннем детстве и вовремя неисправленное, может привести к значительной задержке умственного развития. Вот почему надо начинать учить малыша говорить как можно раньше! Первые годы жизни — самое благоприятное время, когда занятия с детьми принесут богатые плоды, плоды, которые при всем желании нельзя вырастить позже.
Для развития и стимулирования интеллектуального, психического и физического развития малыша не нужны сложные приспособления и дорогие игрушки. Тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка — основа формирования всей психической деятельности малыша. Чуткая мать может влиять не только на поведение своего ребенка, но и на весь процесс познания. Сразу после рождения как можно чаще общайтесь с ребенком «глаза в глаза». Это поможет ему наладить непосредственную связь с вами и даст хороший старт для его развития.
Ухаживая за малышом, разговаривая с ним ласково и выразительно, вы делаете первые шаги в формировании базы речи. Ваш голос — главный стимулятор для развития слуха ребенка. Разговаривайте с ним во время кормления, купания, переодевания. Читайте стишки, потешки, пойте коротенькие песни, изменяя тональность и высоту голоса.
Ребенок с отставанием в развитии слабо реагирует на общение со взрослым и на окружающие предметы, он долго не дифференцирует «своих» и «чужих».
В процессе повседневного ухода следует обучать его комплексному обследованию окружающих предметов с привлечением зрения, слуха, движений рук. Малыш с самого рождения готов к познанию: все то, что он чувствует, видит и слышит, систематизируется и накапливается в его памяти. Накопление чувственного опыта необходимо сочетать с развитием моторной активности. Ваша задача — создать условия для наиболее полной реализации его стремления к познанию и развитию.
Успехов Вам и детям!