Учитель-логопед:
О.Р.Авербах
Многие родители считают, что у них нет времени заниматься с ребенком. В наше перезагруженное время с этим не поспоришь. Но выход есть! Ведь речевые игры так и называются, потому что для них не нужно специальных дидактических пособий, специально организованных особых условий. Нужно лишь желание, и, конечно же, хотя бы некоторое представление, что это такое и «с чем его едят»!
В речевые игры можно играть хоть когда и хоть где: на улице, на даче, в транспорте, на отдыхе, дома на кухне при приготовлении пищи, в ванной во время купания малыша и т.д.
Желательно, такие игры предлагать ребенку в непринужденной обстановке, без натаскивания, когда он «настроен» играть. Ни в коем случае не критикуйте дитя резко и насмешливо. Если малыш ошибается, можно, не повторяя неверный ответ, самим проговорить правильный, а потом еще раз задать тот же самый вопрос. Для достижения результата, играть нужно каждый день, превратив это в некое правило «идем в сад – говорим и играем», тогда на капризы у ребенка не будет хватать ни времени, ни желания.
Предлагаю Вашему вниманию несколько игр, которые научат ребенка думать, рассуждать и, конечно же, говорить.
«Один–много» (образование множественного числа существительных): сорока-сороки, берёза-берёзы, машина-машины, шапка –шапки…
«Чего не стало?» (употребление в речи существительных единственного и множественного числа в родительном падеже): березы, берез, машины, машин, шапки, шапок…
«Скажи ласково» (упражнение в словообразовании): синица – синичка, собака -собачка, кошка-кошечка…..
«Какой? Какая?» (подобрать как можно больше признаков к предмету-согласование прилагательных с существительными): трава (какая?)…, погода (какая?)…, забор (какой?)….
«Узнай дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет коры) — рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.
«Отгадай!» (предмет по названию его частей) -кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
«Что (кто) лишний?» — взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». — шкаф, кастрюля, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша ….
«Кто или что может это делать?» (систематизация словаря) -взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает, …
«Что для чего» (активизация в речи сложных слов)- взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы: хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, мыло – в мыльнице, салат – в салатнице, соус — в соуснице и т. д.
«Подскажи!» (систематизация словарного запаса -добавь одно слово, которое подходит к двум словам.
Мама, сын (дочь) – что делают? Летит, клюет – кто? Дерево, цветы – что делают? Сидит, стоит – кто? Кошка, собака – что делают? Льется, журчит – что? Шумит, дует – что? Дождь, снег – что делают?
«Подружи слова» (образование сложных слов):
листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос и т.д.
Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.