Предлагаемые упражнения не потребуют от Вас больших затрат времени и подготовки. Некоторые из них можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки, мытья посуды. Задания можно видоизменять, дополнять. В большинстве случаев Вы сами сможете придумывать аналогичные. Упражнения не нужно выполнять по порядку. Начните с тех, которые более интересны Вам и Вашему ребенку. Если какое-то упражнение не получается, не давите на ребенка, найдите другое подобное, придумайте аналогичное сами, либо вернитесь к нему через какое-то время.
Игры на развитие мышления.
«4-й лишний»
Можно выкладывать предметы, показывать картинки, для детей постарше – просто называть слова. Назвать, что не подходит к трём остальным словам и почему. Попробуйте придумать набор слов сами, а также пусть ребенок придумает. Например: Яблоко, груша, картофель, апельсин. Шапка, брюки, пальто, сапоги. Чашка, ваза, миска, ложка. Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка
Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).
«Объясни инопланетянину»
Предложите ребенку представить, что он встретил инопланетянина, который не знает значения многих слов в нашем языке, и он (ребёнок) должен ему всё объяснить. Слова можно брать любые, но начинать надо с простых, хорошо знакомых (нож, велосипед, шапка, телефон). Постепенно переходите к более сложным понятиям (холодно, весело, радость, горе, счастье). Важно, чтобы ребенок сам мог назвать назначение предмета и его существенные качества или признаки (велосипед – для того, чтобы ездить, у него есть колёса, педали, руль).
Простые вопросы: Кто больше – кот или коза? Днём светло, а ночью? Небо голубое, а трава?
Яблоки, груши, сливы – что это? Шкаф, стол, диван?
Маленький кот – котёнок, маленькая собака…? Почему у всех автомобилей тормоза?
Чем похожи молоток и топор? Кошка и мышка? Чем различаются гвоздь и винт?
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем?
Назови транспортные средства, предметы одежды, мебели.
«Противоположные слова»
Предложите ребенку называть противоположные слова к тем, что вы будете произносить. Например, зима – лето, высокий – низкий, холодно – жарко, мокрый — сухой. Если у ребенка получается, попробуйте называть более сложные слова, обозначающие чувства, качества, состояния (весёлый – грустный, жадный – щедрый, замерзающий — тающий).
Игры на развитие памяти.
«Повтори за мной»
Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребенок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно. Например: Дом, солнце, ворона, часы, карандаш. Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка. Песок, дерево, вазон, сахар, лопата, чемодан, ручка.
Научите ребенка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш.
«Чего не хватает?»
Перед ребенком выкладываются картинки (или игрушки) – до 10 шт. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребенок легко замечает исчезновение или перемещение 1-3 игрушек.
Игры на развитие общей координации и точности движений.
а) игра с мячом «Съедобное – несъедобное» (съедобное ловим, несъедобное отталкиваем), а также любые другие игры и упражнения с мячом;
б) игра «Зеркало»: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); передайте роль ведущего ребенку, пускай сам придумывает движения;
в) игра в «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера.
Игры на развитие фонематического слуха:
а) «назови лишнее слово». Несколько раз повторите какое-то слово, а потом вместо него скажите другое, похожее. Ребенок должен услышать и назвать это другое слово:
Гора, гора, гора, нора, гора, гора, пора, гора. Голос, голос, колос, голос, голос, голос, волос. Коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса. Саша, Саша, Саша, Даша, Саша, каша, Саша
Если ребенок ошибается, произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание на звуковые различия.
б) «назови звуки». Ребенок должен назвать первый и последний звуки в словах: стол, кошка, автобус, улитка…
Игры на развитие внимания
«Наблюдательность»
Предложите ребенку внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет, а потом отвернуться и описать его. Так можно обращать внимание на прохожих, пассажиров в транспорте, вспоминать знакомых. Попросите вспомнить, что встречается по дороге в детский сад, магазин и т. д. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
«Сходство и различие»
Предложите ребенку сравнить (чем похожи и чем отличаются) между собой различные предметы и понятия. Для дошкольника это должны быть хорошо знакомые предметы (можно использовать картинки, сами предметы): молоко и вода, машина и трамвай, яблоко и помидор.
Развиваем моторику
На листике в клеточку начните рисовать по линиям простой узор. Ребенок должен закончить.
«Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых — машина, а в другом – дом (зайчик – морковка, и т. п.). Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.
«Парашютисты». В верхней части листа рисуются несколько точек (парашютисты), внизу – небольшой круг (место их приземления). Надо точными движениями, прямыми линиями сверху вниз посадить своих парашютистов.
«Попади в точку». Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребёнка на 10-15 сантиметров от листа, а затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку.
Нанизываем бусы, застёгиваем и расстёгиваем пуговицы, кнопки, крючки. Вырезаем из бумаги, делаем аппликации, лепим из пластилина, рисуем, выкладываем узоры из фасоли и круп. Очень желательны книжки – раскраски, мелкие конструкторы, мозаика.